ПОЖАЛУЙТЕ В КОСМОНАВТЫ

- Существует специальная программа, утвержденная Роскосмосом, - рассказывает летчик-космонавт Александр Лазуткин. - Ее смысл состоит в том, что кандидатов в отряд космонавтов следует набирать из студентов. Причина: слишком мало у нас здоровых людей. Требования, которые предъявляют медики, изменить или снизить невозможно, а уже работающая молодежь в них не вписывается. Какими бы умными они ни были, большинство приходится отсеивать...

Александр Лазуткин приехал в Красноярск - в Сибирский аэрокосмический университет, чтобы договориться о совместной работе. Город выбран не случайно: здесь действуют крупные предприятия космической отрасли, есть вуз соответствующего профиля. Кроме того, у Героя России имеется собственный опыт общения со студентами университета. Он - автор и руководитель проекта "Космическая одиссея". Именно с его легкой руки шестеро ребят побывали в Звездном городке, совершили виртуальный полет в космос.
Николай Силаков, Валентина Юрьева, Тимофей Камленок, Дмитрий Амосов, Александр Гурьянов и Сергей Старовойтов были отобраны из огромного числа претендентов. Чтобы стать "одиссеями", им пришлось пройти испытания на выживание. Они тренировались на тех самых тренажерах, которые используют для подготовки настоящих космонавтов, испытывали нешуточные нагрузки. И в конце концов, одев скафандры, отправились в полет. Причем не просто сидели и смотрели - работали, управляли кораблем. Находили выход из нештатных ситуаций. И все-таки тот проект скорее был образовательным. Нынешний - другое дело: игры, пусть серьезные, закончились.
Возможно, кто-то из тех ребят действительно попадет в космический отряд страны - Александр Лазуткин на это очень надеется. Но каждому из них придется начинать все с начала. Проект не разовый - работа будет идти постоянно, она не ограничивается какими-либо сроками. В университете постепенно, раз за разом должны набирать группы студентов. Лучшие для начала обязаны пройти полное обследование в обычной поликлинике - и собрать все справки. Затем космонавты и врачи приедут в Красноярск и проведут первичный отбор. Ребята, прошедшие через это сито, отправятся в Москву, в Институт медико-биологических проблем.
Примерно месяц понадобится для вынесения вердикта: годен или нет. Возможен третий вариант: пока не годен, однако при определенных тренировках слабые места можно исправить. Космонавты - не супермены, они живые люди и тоже болеют. Важно, чтобы какие-то особенности организма, небольшие отклонения от нормы не сыграли во время полета роковую роль. Тот же Лазуткин в свое время занимался гимнастикой, стал мастером спорта - были травмы, имеются изменения в позвоночнике. Но даже при огромных нагрузках они вряд ли дадут о себе знать. "Грубо говоря, я не схвачусь вдруг за поясницу, и меня не придется срочно снимать с корабля", - смеется он.
Конечно, серьезных заболеваний у космонавтов не может быть в принципе. В отряд никогда не попадут люди со слабой сердечно-сосудистой, нервной системой, с язвой желудка. А с гастритом - может быть. Категорически не станут космонавтами и аллергики. Претенденты вообще склонны считать себя абсолютно здоровыми, однако врачи говорят: общий жизненный тонус снижается, многие люди уже находятся на пределе своих возможностей. Им не выдержать и элементарных нагрузок.
На студентов надеются, потому что они молодые и просто не успели обрасти проблемами со здоровьем. Хотя понятно: юное поколение живет в том же обществе, на той же планете - и ни от чего не застраховано. Новая программа была опробована на студентах столичных вузов - и сотни ребят признали негодными. Единственный человек, которому удалось прорваться, - учащийся МАИ Николай Тихонов. После окончания вуза его приняли на работу в РКК "Энергия", а через год он прошел отбор в отряд космонавтов. Может быть, сибирякам повезет больше.
Те, кого не забракуют медики, после обследования вернутся в родной университет. Затем их будут ждать в "Энергии" - и при очередном наборе они попадут в обойму. У человека появится мощный стимул: вряд ли за оставшиеся годы учебы в вузе он будет гробить свое здоровье и нерадиво относиться к занятиям - глупых и ленивых в космонавты тоже не берут.
- Честно говоря, не знаю, можно ли считать эту профессию престижной, - говорит Александр Лазуткин. - Но что бы там ни говорили, "ненормальных", мечтающих полететь в космос, все равно остается очень много. А в отряде сейчас - всего 30 действующих космонавтов. Через 2 - 3 года, возможно, их понадобится больше. Сделают ракету на 100 человек, и никто не будет спрашивать, есть ли кому на ней летать. Мы всегда должны быть к этому готовы.