Юлия Ауг: Монарший голос не должен быть громким - тогда его будут слушать

Mfr считает актриса, сыгравшая Елизавету в новом сериале «Екатерина»

На телеканале «Россия 1» прошел телесериал «Екатерина», посвященный молодым годам Екатерины Великой и ее непростым взаимоотношениям с действующей тогда императрицей Елизаветой Петровной. Роль юной Екатерины сыграла Марина Александрова, а гордую, сильную и счастливую Елизавету исполнила замечательная Юлия Ауг, прославившаяся некогда благодаря фильму Алексея Федорченко «Овсянки». Корреспондент «Труда» поговорил с актрисой о том, каково это — играть монаршую особу — и почему ее тянет в Средневековье и в режиссуру.

— Вы сыграли Елизавету Петровну, царицу, которая не может родить наследника. При этом в вашей фильмографии чаще встречаются другие героини — женщины, олицетворяющие плодородие, в тех же «Овсянках» Алексея Федорченко.

— Дело не в наследнике престола, хотя Елизавета постоянно повторяет, что империи нужен преемник. Просто она невероятно хочет ребенка. И у нее, в отличие, кстати, от многих императриц, есть любимый человек, он рядом — это граф Разумовский. И она не может от него родить! В этом трагедия.

— Вам было близко это ощущение?

— Не могу так сказать: у меня, слава Богу, есть ребенок. Нужно говорить не о близости роли, а о том, хочешь ты ее сыграть или нет. Если хочешь, то у тебя меняется химический состав крови, меняется взгляд, кожа, походка. И в тот момент, когда я в какой-то мере превратилась в Елизавету, эта трагедия оказалась мне очень понятной.

— Значит, вы сразу и без раздумий согласились играть Елизавету?

— Конечно! По большому счету, Елизавета практически неизвестный персонаж нашей истории. Мы многое знаем о Екатерине: и о молодых годах, и о зрелых, о ее деяниях для России и модернизации, знаем количество и имена мужчин, которые ее окружали, и ее романы. Сколько фильмов о ней снято! Но мы практически ничего не знаем о Елизавете. Мне кажется, что благодаря этому сериалу в нашей истории станет на одно белое пятно меньше.

— То есть, несмотря на то что главная роль в сериале отведена опять же Екатерине II, Елизавета Петровна часто появляется в кадре?

— Да, безусловно, Елизавета — центральный персонаж.

— Как вы готовились к роли?

— Я много читала, в том числе исторические материалы, пытаясь понять, как менялась Елизавета Петровна, какие личностные деформации с ней произошли. Елизавета ведь не должна была стать императрицей, и никто не предполагал, что когда-то она сможет взойти на престол: во-первых, она была младшей, а во-вторых, не очень любимой дочерью. Ее не готовили к престолонаследию — и потому ее детство было абсолютно счастливым! Она играла на разных инструментах, владела четырьмя языками, умела танцевать, любила веселое общество, балы, маскарады, обожала переодеваться... Для нее жизнь была праздником! Но в какой-то момент Елизавета осознала, что нужно взять власть в свои руки: если она этого не сделает, все реформы ее отца пойдут прахом. Тогда начала меняться ее личность. Но в начале правления она азартна: ей нравится, что вокруг соратники, мужчины, которые помогли взойти ей на престол, и самое главное — вокруг огромная держава, которую нужно сохранить и приумножить. Елизавета очень трепетно хранила то, что было передано Петром, и воплощала это в жизнь. Екатерина, напротив, начала устанавливать свои порядки.

— Но Елизавета в сериале — это еще и женщина, которой нужно найти наследницу, чтобы в дальнейшем уступить ей место. Есть, наверно, этот мотив соперничества?

— Это не совсем так: действие фильма разворачивается, когда Елизавета была у власти всего пару лет. Она призвала ко двору Петра Федоровича — внука Петра I, сына цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха, но вскоре поняла, что надеяться на него нельзя, страной будет править его жена. И она должна найти достойную. Она перебарывает чувство соперничества ради других целей.

— Юлия, вы довольно часто раздеваетесь в кадре, и это вызывает восхищение: в вас будто нет этой пресловутой сексуальности глянцевых журналов, но наоборот — что-то природное и глубоко естественное. Вам это легко дается?

— Да! В этом плане я язычница. Во мне нет православных табу, наложенных на тело.

— А в «Екатерине» приходилось раздеваться?

— Был эпизод, но насколько знаю, он не вошел в финальный монтаж — когда я озвучивала роль, не увидела его. А эпизод, на мой взгляд, очень красивый, как красива была и любовь между Елизаветой и Разумовским. Но, видимо, цензоры канала подумали, что это слишком.

— Не было у вас желания сыграть не Елизавету, а Екатерину?

— Почему нет? Но не в молодые же годы! В сериале Екатерина — молодая девушка, которая только приезжает в Россию и начинает понимать свое будущее, приобретает определенные качества, чтобы взять в руки эту огромную империю. А вообще да, я бы хотела сыграть Екатерину. В период ее расцвета.

— А в целом, каково это — играть монаршую особу?

— Не легче и не труднее, чем любую другую роль. Но было интересно искать интонацию. Что такое властный голос? В какой-то момент я поняла, что он не должен быть громким, а наоборот, довольно спокойным, даже чуть более тихим, чем в обычном разговоре. Голос, который заставляет собеседника прислушиваться.

— В последнее время вокруг вас настоящий ажиотаж — фильмы, спектакли, сериалы... Хотя лет 10 назад такого не было. Пришло ваше время расцвета?

— Есть замечательный закон физики — сохранения и накопления энергии. Все эти года во мне копилась энергия и теперь ее достаточно, чтобы работать в полную силу.

— Как думаете, у каждого актера есть такой период?

— Нет, так происходит далеко не у всех. Кто-то готов уже в 16 лет, кто-то может исполнять прекрасные роли на протяжении всей жизни... А кому-то нужно дожить до 50, чтобы стать великой актрисой, чтобы тебя узнал весь мир — как произошло с потрясающей Джуди Денч.

— А к какой роли вы сейчас готовитесь?

— Знаете, у меня такая замечательная полоса: ни к какой роли не готовлюсь. Есть несколько проектов, которые вроде бы должны запуститься. Но для старта новых дел сейчас тяжелое время, поэтому лучше не говорить о каком-то назревающем проекте, чтобы не сглазить.

— Вы как-то говорили, что мечтаете сыграть героиню из Средневековья...

— Да, очень! Но это заказ во Вселенную, пусть она слушает! Мне кажется, если с моего лица снять всю косметику, а с тела — все современные примочки и надеть на него простое длинное платье, то я буду оттуда, из Средневековья. Есть и персонаж, которого я бы хотела сыграть, женщина с невероятной историей. Она была женой бургомистра, жестокого правителя, и за его спиной занималась благими делами — спасала больных и прокаженных. Ее обвинили в ведовстве и только благодаря статусу мужа не сожгли на костре, но отправили в вечное заточение. Ее изображение есть в церкви святого Лаврентия в Нюрнберге. Не знаю, удастся ли мне когда-нибудь ее сыграть. Сейчас важнее другое: завтра (мы беседовали в конце прошлой недели. — «Труд») я улетаю в красноярский ТЮЗ, где мы проведем итоговые репетиции и премьеру спектакля «Горькие слезы Петры фон Кант» по Фассбиндеру, и я там режиссер.

— Как вас занесло в красноярский ТЮЗ?

— Великий театральный деятель Олег Лоевский пригласил меня поучаствовать в его студии — написать эскиз спектакля по киносценарию. И я, можно сказать, выиграла этот тендер. Главная сложность в том, что в этом театре нет возможности постоянной работы. Мне звонят и говорят: «Приезжайте, есть неделя, можете работать». И я еду. А завтра начнется финишная прямая. Но поставить спектакль за месяц — это реально! Мы с Кириллом Серебренниковым поставили спектакль за 10 дней! Я говорю о спектакле «(М)ученик», который получил номинацию «Золотой маски» как лучший драматический спектакль, а на днях его покажут на московском международном фестивале «Новый европейский театр». Так что это возможно!

— Почему вы выбрали именно «Горькие слезы Петры фон Кант»?

— Я очень давно люблю этот фильм, текст и историю. Хотела сделать спектакль, когда еще жила в Питере, в 90-е. Но не срослось — не нашла площадку, спонсоров. А здесь все сложилось. Мне позвонил Роман Феодори, главный режиссер красноярского ТЮЗа, и сказал: «Юля, умоляю. У меня столько хороших актрис, возьми сценарий с женскими ролями!» И тут я вспомнила про свою давнюю мечту.

— А почему вы вообще решили обратиться к режиссуре?

— В какой-то момент стало очень интересно придумывать мир — свой локальный мир спектакля или кино. И ты можешь добиться того, чтобы этот мир был точь-в-точь таким, каким ты его придумал. Ты почти что бог, демиург.

Юлия Ауг. Актриса, режиссер

Родилась в Ленинграде. Детство и школьные годы прожила в Нарве (Эстония). Окончила ЛГИТМиК как актриса, с 1993 по 2004 год работала в ТЮЗе им. Брянцева. В 2004 году переехала в Москву. Здесь в 2007 году окончила ГИТИС как режиссер в мастерской Иосифа Райхельгауза. В 2007 году поступила на режиссерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров, мастерская Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского.

Награждена призом кинофестиваля «Балтийские дебюты — 2007» за роль Натальи в фильме «Враги» режиссера Марии Можар и продюсера Алексея Учителя. Признана лучшим режиссёром на II Межрегиональном фестивале «Театральный АтомГрад — 2013». За роль Людмилы Петровны в фильме «Интимные места» получила приз XXIV открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. Дочь Полина учится на актрису в ГИТИСе, мастерская Сергея Голомазова.