08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖИЗНЬ С ТРУСОМ, БАЛБЕСОМ И БЫВАЛЫМ

Цукерман Владимир
Опубликовано 01:01 28 Декабря 2000г.
Кто не знает знаменитую троицу Труса, Балбеса и Бывалого, в миру - Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова? Она появилась на свет ровно сорок лет назад. Дело было так...

27 декабря 1960 года в 17 часов 30 минут по московскому времени художественный совет киностудии "Мосфильм" утвердил состав исполнителей фильма молодого режиссера Леонида Гайдая "Пес Барбос и необычайный кросс". С этого момента и начался путь легендарной троицы на широкий экран. Фильм идет девять с половиной минут. Снимали его в подмосковных Снегирях двадцать дней. Более ста стран мира закупило эту комедию, пополнив казну государства свыше двадцати миллионов инвалютных рублей. Актеры получили аж по тысяче рублей премии.
Состав исполнителей выбирался нелегко. Вицин уже снимался у Гайдая в фильме "Жених с того света", который был немедленно снят с экрана как грубый пасквиль на советскую действительность.
Когда режиссер увидел Никулина, то сразу понял, что Балбеса больше искать не надо. Труднее было с актером на роль Бывалого. Сначала пробовался Иван Любезнов, но, сославшись на возраст, отказался бежать от собаки. И тогда Иван Пырьев посоветовал режиссеру посмотреть Евгения Моргунова... Так родилась знаменитая троица.
Юрий Никулин рассказывал, что однажды, побывав в одной из скандинавских стран, он был приглашен на прием в советское посольство. Посол достал из несгораемого шкафа небольшую круглую коробочку и спросил у Никулина: "Как вы думаете, что это такое?" Тот удивленно пожал плечами. "Так вот, это ваш фильм "Пес Барбос", храню его как самую большую ценность. Когда ко мне приходят дипломаты, перед началом переговоров я показываю им этот фильм. Десять минут они лежат от хохота, а потом становятся сговорчивее, подписывают все договоры". Не знал Никулин, бегая с Вициным и Моргуновым по Подмосковью, что их Барбос станет чуть ли не "дипломатом".
А вот что рассказал Георгий Вицин: "Это было на съемках фильма "Пес Барбос и необычайный кросс". Готовили сцену взрыва дерева. Пока гримировали Юрия Никулина, я, уже загримированный, весь в саже и лохмотьях, сел на обочине дороги и запел свой любимый романс "Плыви, мой челн, по воле волн...". По дороге проходили дровосеки, услышав пение, они остановились и спросили Моргунова, кто это такой. А он сказал, что это наш известный певец Иван Семенович Козловский. "Вчера по пьяни спалил дачу соседа, а сегодня свою и вот теперь воет", - и покрутил указательным пальцем возле виска. А в тех местах действительно была дача Козловского, и они об этом знали. Дровосек вынул из-за пазухи четвертинку водки и вмиг опорожнил ее на землю. "Вот видишь, до чего пьянство доводит!", - сказал он товарищу. И они, возмущаясь и оглядываясь, пошли по дороге к опушке леса.
Рассказывая об эпизодах, связанных со съемками этого фильма, я невольно обращаюсь к истории создания единственного в России прижизненного музея, посвященного трем великим королям комедии - Ю. Никулину, Г. Вицину и Е. Моргунову. Да, есть такой музей, и открыт он был мною в мае 1993 года в московском Клубе кинолюбителей. Сам маэстро Леонид Гайдай перерезал красную ленточку и вошел в фойе, где было представлено более пятнадцати тысяч экспонатов, рассказывающих о его "детях" - замечательных мастерах смеха. А возле полутораметровых фотографий своих изображений стояли "экспонаты" живые - Юрий Владимирович Никулин, Георгий Михайлович Вицин и Евгений Александрович Моргунов. Открытие было просто потрясающим. Юрий Никулин тогда сказал: "Обычно музеи создают после смерти того или иного персонажа, а тут музей готов, и нам уже не надо умирать". Его слова были приняты с восторгом. Но, увы, судьба распорядилась иначе.
Через полгода не стало Леонида Гайдая, через четыре - ушел от нас Юрий Никулин, через шесть - умер Евгений Моргунов. Остался лишь один Георгий Вицин, который ведет затворнический образ жизни и практически не общается с прессой. Что же осталось от "троицы"? Прежде всего музей с фотографиями и афишами, автографами и письмами, значками и календариками, книгами и видеокассетами.
Здесь есть и настоящий манежный костюм Юрия Никулина с надписью на подошве ботинка 46-го размера "Мой левый - любимый ботинок", и вымпел военно-морского флота с надписью Вицина "Вымпел рюмку - вымпел две", и окурки сигарет Евгения Моргунова, который написал в книге отзывов: "Эх, если бы все музеи были такими, как у Цукермана, - не надо музеев". Это, пожалуй, самое полное собрание материалов в мире о великой троице смеха. Но самый главный экспонат - это память человеческая. Я хотел, чтобы будущее наше поколение, которое уже никогда не увидит клоунов Никулина и Шуйдина на манеже, актера Моргунова в блистательных ролях Театра-студии киноактера, серьезного Вицина, играющего молодых людей в почтенном возрасте на сцене Театра им. Ермоловой, знало и помнило их искусство, прорвавшееся через все тяжбы времени и никогда не стареющее. Фильмы Леонида Гайдая вот уже сорок лет пользуются оглушительным успехом. С таким результатом мы и пришли сегодня к юбилею этой троицы - гениального "изобретения" двадцатого века.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников