СТАНЬ ТАКИМ, КАК Я ХОЧУ

Лариса ВАСИЛЬЕВА, писательница:
- На пороге сразу трех временных пересечений, что само по

Лариса ВАСИЛЬЕВА, писательница:
- На пороге сразу трех временных пересечений, что само по себе могучий знак, пока не понятый нами, следовало бы поблагодарить Бога за щедрый подарок - ТВ. Пять с небольшим десятков лет назад ТВ было непредставимо.
Окно в мир, зеркало, властитель дум, учитель жизни, орган власти, лицо сегодняшнего дня, образец времени... Что еще?
Каково время - таково телевидение. "На зеркало неча и пенять"...Любим его и ненавидим: этот шаг туда-сюда совершаем с легкостью. Ежедневно.
Что дальше?
По закону психической природы общества в двух начальных десятилетиях века совершается эпоха преобразований. Так было во все времена. Наше "зеркало" не только начнет отражать эту эпоху, но, как властитель дум, учитель жизни, орган власти и т.д. будет творить ее. Готово ли ТВ сегодня к повороту руля истории?
Сомневаюсь.
На наших глазах стремительно устаревают программы, передачи, целые каналы. Постаревшие и устаревшие одни и те же политические головы, зовущие в никуда, ведущие в никуда. Тщетно ловлю у молодых новые направления, но им пока дозволено только плясать и петь.
Дробятся, мельчая, житейские сюжеты, повторяют друг друга с поражающей буквальностью: "пушкинские" женские близнецы, игры, поток ток-шоу, суды и семейно-бытовые посиделки.
Боевики и порнуха цветут в самое "смотрибельное" для детей и подростков время. В цивилизованных странах ТВ давно бы засудили за огромный процент подобной продукции на экране.
А время не ждет. Эпоха уже развернулась к своему будущему. Вот где пригодилось бы великое евангельское предупреждение: "не вливают вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают".
С новым временем!
Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- В этом году на экране ТВ я не увидел:
улыбающихся детей;
доброжелательных и спокойных политических деятелей (в речах которых не наигранная уверенность), умеющих держать слово и делать дело;
уверенные лица молодежи, знающей, что за ней будущее, твердо верящей в него;
стариков и старух, мирно и достойно доживающих свою жизнь, которая в старости наполнена и содержательна;
благородные лица крестьян - этот цвет нации, - людей, понимающих счастье жить и работать на земле;
здоровых и ухоженных солдат и офицеров армии, стоящей на страже обильной и многосильной Родины;
студентов, торопящихся из светлых аудиторий в библиотеки, театры, на дискотеки, уверенных, что каждый после окончания вуза найдет себе работу по сердцу;
ученых, сидящих за компьютерами, работающих в огромных лабораториях со сложными приборами;
новые плотины, огромные домны, изобильные леса, поднимающаяся природа, приумножающиеся богатства простого человека;
простого, умного, счастливого рабочего;
спектакль МХАТа имени Горького, спектакль МХАТа имени Чехова;
а также многое другое, что составляет смысл и содержание человеческой жизни, -
Все это меня удивляет. Уверяю, как только перестанут мелькать на экране, так сразу забудутся Жириновский, Немцов, Хакамада, прораб перестройки Яковлев, Строев, Зюганов, даже депутат Шандыбин и адвокат Резник. Но до сих пор помнится звенящий детский голосок Марии Бабановой и милые ухмылки на простом русском лице Бориса Андреева...
Юрий ПОЛЯКОВ, прозаик:
- Увы, и в этом году наше ТВ продолжало любовно конструировать в эфире далекую от реальности виртуальную версию российской жизни. В этой версии, например, музыка Александрова, с одобрения большинства снова ставшая гимном, - только лишь моменты постыдного коммунистического реванша. Все так же по праздникам редкая программа отказывала себе в удовольствии крутануть американский боевичок, изображающий русских дебильными монстрами. И кто бы мне объяснил, почему "Рождественские встречи" нетленной А. Пугачевой случаются на нашем ТВ в декабре, а Россия по православной традиции отмечает Рождество в январе! Конечно, во многом экран просто зеркально отражает абсурд нашей современной жизни, ибо А. Чубайс, читающий доклад на торжественном заседании в честь 80-летия плана ГОЭЛРО, - это такой же бред, как, скажем, Лев Троцкий, выступающий с приветственной речью на 300-летии дома Романовых. Но ведь этому разрушительному абсурду должно противостоять, а не множить его с помощью новейших информационных технологий. Горько сознавать, но по сей день наше ТВ остается замочной скважиной, разросшейся до размеров огромной рекламной витрины...
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Кино занимало, в конечном счете, в ушедшем году ведущее место в программах всех каналов ТВ. В лавине зарубежных телесериалов я бы выделил фильмы о скромнейшем Коломбо с превосходным П. Фальком на ОРТ, отличный политический художественный многосерийный фильм "Западное крыло" на ТВ-6, где одновременно показывали (и, увы, продолжают показывать) пошлый британский сериал "Алло, Алло". То есть слабых сериалов, особенно латиноамериканских, было больше, чем хороших. Но в целом это нормальное явление. Процентное соотношение плюсов к минусам повсюду одинаковое.
Новым явлением в заканчивающемся году было массивное вторжение российских сериалов. К сожалению, особым качеством они не отличались, будучи слеплены поспешно, без особого внимания к изобразительному ряду, с весьма средними актерскими достижениями - о чем наглядно свидетельствуют навязшие до боли зубовной сериалы о "ментах", детективах и следователях. Их успех можно объяснить только голодом россиян по "нашим" на экране. Как неудивительно, но дамы в этом контексте выгодно отличались от мужчин - Турецкого или суперагента Лехи Николаева - я имею в виду Е. Яковлеву ("Каменская"), А. Мордвинову ("Охота на Золушку") и В. Глаголеву ("Маросейка, 12).
На этом довольно сером фоне хочется выделить "Остановку по требованию" Д. Файзиева с неожиданным В. Певцовым в главной роли - попытку раскрыть сложность семейных отношений у "новых русских" и "простых русских" (ОРТ). Год закончился долгожданной "Границей" (опять ОРТ). Задача показать страсти-мордасти на фоне жизни обычного гарнизона была соблазнительной, но со сценарием Зои Кудри ее соавтор А. Митта явно не справился. Правда, его фильм хорошо снят оператором М. Астаховым. Но если и следишь за перипетиями "таежного романа", то, главным образом, "по вине" хороших актеров и актрис. Тут претензий к режиссеру у меня нет. Словом, А. Митта если и не разочаровал, то, во всяком случае, оставил не до конца удовлетворенным своей сагой о страстях, которых не чужды, оказывается (!), были простые советские пограничники в 70-е годы. Невольно возникает вопрос: да неужели?
Из огромного количества бессистемно выбираемых всеми каналами кинофильмов я бы выделил добрую тенденцию канала "Культура" показывать шедевры советского и зарубежного кино, не прерываемые, кстати сказать, рекламой, от которой ТВ явно зависит больше, чем от наркотика, а также отметить добротный отбор фильмов на РЕН-ТВ. Среди фильмов на других каналах было мало шедевров и много дешевки и поделок. К тому же практика показа лучших фильмов по ночам заслуживает всяческого осуждения. Сериалы сильно потеснили в 2000 году хорошее кино на ТВ.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- Вообще-то я оптимист. Я верю, что "все будет хорошо", я верю, что "жить станет лучше, жить станет веселей", я даже верю, что "на Марсе будут яблони цвести..." Единственное, во что я абсолютно не верю, так это в то, что наше ТВ в новом году станет лучше. Дай Бог, чтобы хотя бы не хуже! А скорей всего, просто все останется по-прежнему.
По-прежнему на телеэкране будет царить "кумир златой" - рейтинг, которому подчинено все.
По-прежнему нас будут пичкать пошлятиной - зарубежной и отечественной, развлекать идиотскими играми и веселить дебильным юмором теле-шоу.
По-прежнему мы будем возмущаться физиологическими картинками дорожно-транспортных происшествий и изумляться дегенеративным разборкам в Государственной Думе.
По-прежнему невозможно будет узнать подлинные новости из новостной программы ни одного канала, а придется смотреть все каналы, выискивая зерна истины в кучах лжи.
По-прежнему богатые и бедные будут плакать на бразильских мыльных операх и увлеченно следить за подвигами милицейских оперов в российских сериалах.
Сериалы - разговор особый. С одной стороны, сериалы - спасение нашего кинематографа как профессии, потому что дают кинематографистам элементарную возможность выжить. Но, с другой стороны, сериалы - гибель кинематографа как искусства. Ибо сериалы - явление стопроцентно коммерческое, сериалы это просто конвейер, который никакого отношения к искусству не имеет и иметь не может по определению. А самое точное определение дал один язвительно-откровенный продюсер: "Сериалы - это всего-навсего прокладки для рекламы".
Увы, это относится и в целом ко всему телевидению рыночной экономики. У нас ведь теперь все - как у людей. У нас такие же "макдоналдсы", такие же "мерседесы", такие же "версаче", такие же "сникерсы" и "памперсы"...Естественно, и ТВ у нас точно такое же.
Бороться с этим бессмысленно. Смириться с этим невозможно.
И потому, не имея веры в лучшее, я хотя бы лелею надежду. А надежда в том, что все еще сеет разумное, доброе, вечное канал "Культура", что все еще говорит о разумном программа "Цивилизация", что все еще заставляют шевелить мозгами "Умницы и умники" и знатоки из "Что? Где? Когда?", что все еще согревает души программа "Жди меня", что все еще звенят чистые детские голоса в "Утренней звезде"...
Более того: на днях я был в Украине, так вот там запретили прерывать фильмы рекламой. Запретили - и все! И ТВ не закрылось и рынок не рухнул. Просто теперь рекламные блоки идут после первых и перед последними титрами фильма. А сам фильм можно смотреть в первозданном виде, каким его сотворили авторы.
Конечно, это - пустячок, но приятно. Значит, все-таки хоть что-то сделать можно, значит, все-таки теплится надежда.
Вот с этим, пока еще очень слабым огоньком надежды я вхожу в Новый телегод, в Новый телевек, в Новое телетысячелетие.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- В уходящем году отмечаю неуемный рост рекламы на НТВ, РТР, да и на других каналах тоже. Протяженность некоторых передач и частей сериалов увеличивается из-за этого чуть ли не вдвое! Это, наконец, переходит все границы.
Последние события вокруг НТВ, одного из главных идеологических столпов уходящего в историю ельцинизма, точнее, шум вокруг них, резко перекосили пропорции реальных бед в стране. Многие разъевшиеся политические и журналистские коты так сегодня вошли в роль, что и впрямь почувствовали себя борцами с новой "авторитарной угрозой", за "свободу слова" и "права человека".
А между тем - намечается новый виток в драме посттоталитарной России. Непотопляемый временщик Чубайс, уже совершивший - по твердому определению Солженицына - "преступную глупость": приватизацию, со свойственной ему ретивостью взялся теперь за "реструктуризацию" электроснабжения страны, а это уже может оказаться необратимой катастрофой. Недаром так взбеленился он, когда Путин посетил Солженицына. Верно перепугался, что здравый смысл и нравственный свет писателя столь подействуют на президента, что и Чубайс, и другие деятели ельцинского розлива останутся не у дел.
ТВ уходящего века, склоняя бедную "демократию" во всех падежах и будучи якобы ей привержено, на деле ставило крест на надежде на моральное и социальное выздоровление России в послесоветское время. Но надежда, как говорится, умирает последней. И в начале наступающего века (и даже эры!) я мечтаю видеть наше телевидение не пропагандистом ненасытного потребления, алчности, маскультуры, насилия и гомосексуализма, а врачевателем ран народных и бедствий. То есть и вправду - ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ.