В АНГЛИИ НА НОВЫЙ ГОД ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Кажется, нынешний Новый год будет чуть ли не самым скучным в современной британской истории. Во всяком случае, нет никаких указаний на то, что страна собирается как следует веселиться на пороге третьего тысячелетия.

Может быть, дело в том, что новый век, а с ним и новое тысячелетие британцы встретили... еще год назад. Вопреки арифметике официальный Лондон объявил 2000 год первым годом XXI века.
На встречу с эпохальным рубежом были брошены огромные силы и средства. К 1 января 2000 года в стране было построено более тысячи объектов. Среди них грандиозные: "Миллениум дом" (колоссальное сооружение в форме шатра, вмещающее сразу два стадиона "Уэмбли"), "Лондонский глаз" (огромное чертово колесо прямо напротив здания парламента) и новый пешеходный мост через Темзу.
На широко разрекламированные торжества в Лондон съехалось около 3 миллионов туристов. А в ночь под Новый год на Темзе был устроен фейерверк, равного которому, как обещали организаторы, не было еще в истории.
Не успели отзвучать торжественные фанфары, как стало выясняться, что в предновогодней спешке были допущены многочисленные просчеты. На следующий день после открытия обнаружилось, что "Лондонский глаз" не вполне безопасен для посетителей, и его закрыли на двухмесячный ремонт. Мост через Темзу тоже не радовал. Едва только потянет легкий бриз со стороны Ла-Манша, как вся конструкция начинает неестественно раскачиваться, да так сильно, что пешеходы не могут устоять на ногах. Но самое большое разочарование постигло гигантский шатер. Вместо запланированных прибылей, он принес государству одни убытки.
Словом, весь нынешний год британская пресса выговаривала властям за бездарно организованную и преждевременную встречу тысячелетия.
За этой перепалкой постепенно подкрался канун 2001-го, но, памятуя недавние фиаско, уже никто не хотел возникать с новыми инициативами. Рискнул лишь избранный недавно мэром Лондона Кен Ливингстон, прозванный за свои социалистические убеждения "красным Кеном". Чтоб хоть как-то развеселить своих земляков, он предложил организовать 31 декабря небольшой красочный фейерверк.
Но тут взбунтовались лондонские полицейские. Их главный комиссар заявил, что такое мероприятие потребует присутствия дополнительного числа бобби, каждому из которых придется платить еще и в двойном размере. А денег таких в полицейском бюджете нет и в помине. Пришлось мэру идти на попятную и отказаться от разноцветного салюта.
Надо сказать, что и настроение у британцев в эти дни не очень праздничное. С одной стороны, его основательно подпортили изнурительные наводнения, вот уже полгода мучающие Южную Англию и Уэльс. Сотни тысяч людей остались без крова, а это, как известно, не способствует повышению настроения. С другой - страну буквально парализовало железнодорожное сообщение. После случившейся в октябре очередной катастрофы руководство компании, ответственной за состояние полотна, решило срочно провести ремонтные работы в масштабах всей Британии. В результате чуть не вдвое сократилось количество выходящих на линию междугородных поездов и пригородных электричек.
Все это в сочетании с отвратительной дождливой погодой явно омрачило нынешние рождественско-новогодние праздники. И хотя по характеру англичане - стоики, привыкшие терпеливо переносить превратности судьбы, но такого нервного напряжения даже они не выдерживают.
"Да что тут сейчас делать? - возмутился знакомый университетский профессор, когда я поинтересовался, как он собирается встречать новое тысячелетие. - Мы с семьей бежим из Лондона в Марокко: солнце, море, вкусная еда. Может, хоть на несколько дней удастся забыть этот кошмар!"
Судя по цифрам, опубликованным авиакомпаниями, количество британцев, желающих провести Новый год вдали от родины, возросло по сравнению с прошлым годом почти вдвое. В то же время универмаги знаменитой Оксфорд-стрит, считающейся чуть ли не самым популярным местом шопинга в Европе, с тревогой сообщают о резком сокращении числа рождественских покупателей.
"У меня такое ощущение, что Лондон никак не может оправиться после прошлогодних торжеств, которые были внешне весьма помпезными, но оставили у многих британцев привкус горечи", - говорит Джеймс Стэнли, аналитик банка "Бэрклиз".
По данным Би-би-си, 80 процентов жителей туманного Альбиона проведут Новый год дома у телевизоров, еще 15 пойдут вместе с друзьями в местную пивную. И лишь 5 процентов, в основном юноши и девушки, намереваются принять участие в каких-то общественных мероприятиях и гуляньях.