ВОДКА ИДЕТ В ГОРУ

С 1 января 2002 года акциз "на содержание спирта" повышается на 12 процентов.

Эксперты уже подсчитали, что цены на водку в новом году вырастут минимум на 3 - 5 рублей. Но выпуск "злодейки с наклейкой" не снизится, а увеличится. Это не первое повышение акцизов, но каждый год производство ликеро-водочной продукции идет в рост.
По словам руководства ЗАО "Союзплодимпорт", с 1997 года акцизы повысились более чем на 100 процентов. Только за неполный 2001 год объем акцизных сборов с производителей горячительных напитков в бюджеты всех уровней возрос более чем на 11 процентов. И основная часть этих средств пришлась на предприятия, выпускающие ликеро-водочную продукцию, которые в общей сложности уплатили свыше 29 миллиардов рублей. Однако налоговое бремя ложится не на всех.
В Комитете по экономической политике Госдумы говорят, что очередное повышение акциза - это игра на инфляцию, раскручивающая цены. Игра в пользу теневого алкогольного рынка. Легальные производители загоняются в "угол", подпольным водочным королям чиновники дают фору. И чем больше станут акцизы, тем шире будет теневое производство. Сейчас оно составляет свыше 40 процентов. Комитет Сергея Глазьева уже предлагал ввести мораторий на повышение акцизов до тех пор, пока рынок не легализуется хотя бы на 80 - 85 процентов.
У госчиновников, настаивающих на повышении акцизов, - свои резоны. Во все времена средства от продажи спиртного были своего рода палочкой-выручалочкой для российского бюджета. В конце XIX века "питейный доход" в структуре госбюджета составлял 14 с половиной процентов. Через 100 лет, в памятные нам "годы застоя", налог с оборота винно-водочной продукции превышал 10 процентов. Потом государство контроль за питейным процессом спустило на тормозах. В 1997 - 2000 годах доля акцизов на спиртное в доходах бюджета снизилась чуть ли не до двух процентов, хотя именно в эти годы количество ликеро-водочных предприятий увеличилось почти вдвое. Теперь, надо полагать, государство пытается вернуть себе утраченные позиции.
Как это скажется на потребителях? Пили и будут пить. Только платить за это "удовольствие", отрывая от семьи, станут чуть больше прежнего. Тем более что на фоне роста цен на другие товары и услуги удорожание горячительных напитков грядет пока не такое уж значительное. А к Новому году и Рождеству мы все затарились впрок. Зато повышение акциза наверняка скажется на легальных производителях спиртного. Не исключено, что у некоторых появится искушение уйти "в тень".