ПРОГРАММА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Православная партия России - не инструмент борьбы за власть кучки

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Православная партия России - не инструмент борьбы за власть кучки партийных функционеров или государственных чиновников. Православная партия также не является религиозной организацией, хотя с пониманием и уважением относится к церкви.
Православная партия России - это политический механизм, главным смыслом существования которого является всемерное содействие становлению в России прочного, последовательно демократического гражданского общества и подчиненного ему здорового государства. Основной ориентир деятельности партии, стабильность общества и государства, достижим через налаживание тесных, полномасштабных взаимоотношений между народом и властью. Эти отношения предполагают, с одной стороны, повседневное участие населения в контроле за деятельностью госучреждений и органов власти, с другой - выполнение чиновниками и народными представителями своих обязательств перед гражданами России. Возвращение нашей Родине мира и стабильности, целостности и независимости возможно только при нравственном объединении всего народа, при едином понимании добра и зла, границы между допустимым и неприемлемым. Реальным фундаментом здорового общества всегда было и остается признание всеми социальными, профессиональными, национальными и прочими группами населения, в том числе и высшими государственными деятелями, общих жизненных ценностей. В России эти жизненные ценности на протяжении целого тысячелетия оберегала и поддерживала Русская православная церковь, благодаря чему наша страна превратилась в могучую мировую державу. Превращение морали в орудие классовой, а затем - конкурентной борьбы, как мы видим, вплотную подвело наше государство к краху.
Сегодня такие традиционные ценности, как справедливость, свобода, порядочность, совесть, по-прежнему разделяет подавляющее большинство российского населения. Однако они как никогда нуждаются в поддержке и защите. Как показывает история, в том числе и история ХХ века, единый для всех морально-нравственный и юридический фундамент общественной жизни составляет главное требование к устойчивому развитию любого современного независимого национального государства. В то же время по целому ряду причин необходимость и возможность защиты единства общества из религиозной сферы переместились в область практической политики.
Православная партия России выступает за сплочение всего российского народа вокруг основных жизненных ценностей, прав и свобод, общих и для русского православия, и для последовательной демократии.
II. ПОЛИТИКА
Православная партия России исходит из признания уже сложившейся структуры власти. В то же время совершенно очевидно, что отчуждение власти от населения несет в себе угрозу реставрации диктатуры, очередных кровавых переделов власти и собственности. При любых исходах такого передела в выигрыше окажется та же самая элита, в проигрыше - то же самое население. Реальное преодоление отчуждения государства от народа - это первое и главное требование любой демократии.
Демократическое государство не существует отдельно от активной позиции народа, и активность эта не может сводиться к периодическому голосованию за малоизвестных людей. Чем шире участие населения в решении проблем, с которыми власть не справляется, тем скорее происходит выработка демократических навыков совместного управления своим государством, тем успешнее идет процесс становления государства, подчиненного потребностям граждан, умерение аппетитов элиты. Диктатура начинается не с танков на улицах, она начинается с апатии, с неверия людей в свои возможности, с утраты чувства гордости.
Необходима не замена одной правящей группы на другую, а подчинение власти требованиям и ценностным ориентациям общества. Основным направлением деятельности партии в области политики, таким образом, является максимально полное использование возможностей существующей в России политсистемы и ее развитие в соответствии с действующими законами, ценностями православия и требованиями последовательной демократии. Православная партия выступает за тесное сотрудничество с любыми общественными, государственными и иными организациями, в той или иной мере содействующими политической, экономической стабилизации и моральному объединению России. Вместе с тем Партия будет всеми законными методами противодействовать действиям и распространению воззрений, направленных на дальнейшее разобщение российского народа.
Партия не поддерживает политического и духовного экстремизма, иных отклонений от принципов демократии. Одним из самых опасных для России явлений партия считает различные проявления бытового и организованного нацизма, когда национальность человека определяется по "принципу крови" и служит основанием для возникновения того или иного вида неравенства. Не может быть демократии без морали, без уважения людей к себе и к другим.
Православная партия России с пониманием относится к религиозному выбору любого человека, но считает, что те или иные конфессиональные особенности не могут и не должны служить разобщению людей. Религии едины в своей сути, все они исповедуют единение, братство, любовь к ближнему, и поэтому верующие граждане России и их объединения являются естественными союзниками Православной партии. Конечно, христианам и людям с христианскими корнями легче найти общий язык друг с другом, однако возможен и необходим доверительный диалог с представителями иных, даже самых экзотических верований, а также с принципиальными, сознательными атеистами. Принцип свободы совести не отменяет, а предполагает наличие совести. Ни одна мировая религия не исповедует аморальности и человеконенавистничества, все они исходят из гуманистических принципов. Православная партия намерена объединить всех граждан России, верящих в себя, в свой народ, в свою Родину.
III. ЭКОНОМИКА
Православная партия России выступает за экономическую устойчивость и безопасность страны. Использование тех или иных экономических механизмов должно быть подчинено этому безусловному приоритету. Ключевым звеном всей экономики России должен быть национальный частный предприниматель, содержащий свою семью, обеспечивающий работой менее социально активных граждан, а также финансирующий разумные мероприятия, проводимые госаппаратом. Государственные органы, не способные выполнять свои обязательства перед предпринимателями и другими группами населения, должны занять в экономической системе положение, соответствующее приносимой пользе.
Иностранный капитал, желающий участвовать в российской экономике, должен быть защищен от безответственных действий государственных чиновников и от недозволенных приемов в конкурентной борьбе. Настоящий хозяин страны - российский народ при помощи политических процедур, а также используя прочие возможности, должен обеспечить соблюдение правил гостеприимства. В то же время такие обязательства неотделимы от соблюдения гостем определенных для него правил поведения.
Православная партия считает, что труд, капитал и государство равно важны для процветания нашей страны. Кроме того, эти три понятия существуют не сами по себе, а воплощены в конкретных людях, гражданах России, каждый из которых ценен сам по себе.
Равная важность труда, капитала и государства, однако, не означает их равноправия. Права должны соответствовать обязанностям и ответственности, кому много дано - с того много и спросится. Пока существуют государства, у национального труда и капитала единая с их государством судьба, и потому, в конце концов, единые интересы.
Осознание всеми тремя звеньями экономики единства их судьбы и основных интересов, восстановление разрушенной системы социального партнерства является одним из главных ориентиров деятельности Православной партии в области экономики.
IV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В области внешних международных отношений Православная партия придерживается тех же главных принципов, что и во внутренней политике. Любое иностранное государство, международная или национальная организация, уважающая народ России и готовая к взаимовыгодному сотрудничеству, может рассчитывать на встречную активность россиян.
Внешнеэкономическое, политическое и военное сотрудничество должно ориентироваться прежде всего на интересы российского народа. Вместе с тем при определении целей и методов внешнего сотрудничества нельзя не учитывать, что российский народ склонен применять нормы традиционной нравственности и к оценке мировых событий. Несправедливость в отношениях между любыми государствами расценивается как отступление от норм цивилизованной морали, как неуважение мирового общественного мнения и отчасти - как неуважение мнения народа России.
У России есть и постоянные союзники, и постоянные интересы. Православная партия выступает за справедливый мировой порядок, при котором исключено применение любой силы и приемов нечестной конкуренции. Международный диктат одной или нескольких стран или организаций - это показатель двойственности моральных стандартов: для своих граждан и "на экспорт". Иными словами, это начало отхода от принципов демократии. Не может быть прочным мир, в котором люди и народы не уважают друг друга, а сильный, никого не спрашивая, пытается присвоить себе дополнительные права, игнорируя связанные с этим обязанности и ответственность.
Православная партия убеждена, что все люди, все народы исходят в своих поступках из тех же основных жизненных принципов, что и российский народ. И если в каком-либо государстве власть по каким-то причинам игнорирует мнение и интересы своего народа, данное обстоятельство не делает граждан этой страны врагами России.
V. ВЛАСТЬ
Православная партия России, как и всякая другая партия, не может не ставить вопрос о власти. Однако в отличие от подавляющего большинства отечественных политических организаций Православная партия решает его, исходя из признания приоритета морали над сиюминутной выгодой.
Власть основывается на всеобщем признании права обладания этой властью, и лишь потом подкрепляется силой. В свою очередь, применение силы во имя власти возможно только при ее легитимном характере. В обществе, отказавшемся от тоталитарного устройства, власть дается народом непосредственно и лишь потом подтверждается в ходе формальных демократических процедур.
Православная партия считает источником реальной власти российский народ, а наиболее целесообразным и справедливым способом получения этой власти - завоевание авторитета в широких слоях общественности и у каждого порядочного гражданина России в отдельности. Временное обладание формальными символами частичной власти не позволит выполнить уставные задачи, более того - совместное ведение политической деятельности с лицами, не придерживающимися установок православной морали, способно дискредитировать идею современного политического православия.
Православная партия, ставящая одной из своих главных целей преодоление отчуждения власти от народа, должна вести повседневную работу с населением, помогая ему осознать свою роль в построении гражданского общества, пользоваться законными правами и возможностями для реализации основных интересов граждан России. Консультации по проблемам, связанным с участием народа в управлении своим государством, и иная помощь должны оказываться представителям всех социальных слоев - от наименее социально защищенных до элитарных. Для Православной партии не важно, насколько состоятелен обратившийся к ее помощи гражданин, как не важны его паспортная национальность, вероисповедание и даже политические взгляды. Все мы - народ страны, пытающейся построить демократическое государство. Для этого есть только один путь, и путь этот проходит через создание гражданского общества, где каждый несет ответственность за себя и за своего ближнего, где всем членам общества помогают преодолеть незнание, непонимание, недоверие и занять достойное человека место в жизни.
VI. НАРОД
Православная партия вкладывает в понятие народа свое, христианское содержание. Ни социальное положение, ни материальная обеспеченность, ни даже отношение к основным христианским заповедям не могут служить основанием для того, чтобы не считать частью народа того или иного человека, группу или категорию населения. Бедный и богатый, заключенный и прокурор, рабочий, служащий и предприниматель, житель крайнего Севера и высший московский чиновник - все они составляют народ. Настоящий, реальный народ, а не теоретическую схему. Общество составляют самые разные люди, нравится это кому-то или нет.
В полном соответствии с заповедями христианства Православная партия также не считает цвет кожи, паспортную национальность или генеалогические корни человека основанием для прямой или косвенной дискриминации, умаления его человеческого достоинства, для ограничения его основных прав и свобод.
Даже гражданство другой страны не делает человека менее достойным уважения. Скорее наоборот, настоящий хозяин будет предупредителен и окружит гостя особой заботой. Гостю достаточно не забывать, что в стране пребывания он подчиняется правилам поведения, которые могут отличаться от привычных.
Все граждане России равны перед законом и обществом. Никто не может быть выше общественной морали, никому не позволено игнорировать общественное мнение. Нет и не может быть социальных групп, состоящих из граждан "первого сорта", "неприкасаемых". Только дополнительные обязанности и ответственность дают дополнительный объем прав. Судьба человека должна в первую очередь зависеть от его способностей и упорства, от его готовности жить в обществе равных себе.
Из христианского понимания ценности любого отдельно взятого человека вытекает основное требование демократии: подчинение меньшинства большинству. При этом личность противостоит обществу, только если она пытается встать над обществом. Демократия не отрицает свободы, однако желающий жить бок о бок с людьми и пользоваться плодами цивилизации обязан ограничить свои стремления рамками, безопасными для других граждан и для общества в целом. Всякий свободен сделать свой выбор.
Православная партия считает российский народ единым и неделимым. В нем существует огромное множество культурных течений, каждое из которых при демократии имеет безусловное право на существование и развитие. Огромная территория и население подразумевают широкое местное самоуправление, которое, естественно, будет учитывать все особенности того или иного региона. В то же время Православная партия считает любое деление российского народа на национальности, если оно осуществляется с политическими и экономическими целями, крайне опасным и чреватым масштабными потрясениями. После нескольких тысяч лет совместного проживания в России не существует "чистых этносов". Народ - это не единство национальности, а единство истории, территории, судьбы.
VII. НАШЕ БУДУЩЕЕ
Православная партия во всех своих действиях исходит из твердого убеждения, что граждане России могут рассчитывать на жизненный успех, только твердо осознав единство своего будущего. Россия - не та страна, где выживают в одиночку, а конец XX века - совсем не подходящее для таких экспериментов время.
Трудно не почувствовать надвигающиеся потрясения, результатами которых будут нищета, голод, кровь. Посеянное в душах людей взаимное недоверие и общее неверие в силу добра и в свои силы делают всякого внешнего врага излишним: мы скоро победим сами себя, но при этом останемся навсегда побежденными. Даже нынешняя элита на собственной судьбе ощутит последствия знаменитого своей жестокостью и беспощадностью "русского бунта", помноженного на новые технологические возможности для выражения народного недовольства. Всего лишь несколько тысяч семей высших сановников и связанных с ними бизнесменов смогут начать за границей новую жизнь, к которой они уже подготовились, или думают, что подготовились. Остальные граждане страны, в том числе и почти все, считавшие себя элитой, разделят общую судьбу.
Расчеты на будущую зарубежную помощь в такой ситуации так же беспочвенны, как наивны сегодняшние надежды на получение крупных международных кредитов и западных инвестиций. У каждого иностранного государства, которое в силах оказать такую помощь прямо или через международные организации, есть свое правительство, которое плотно контролируется собственным народом, национальным капиталом и горластыми средствами массовой информации. Никто не согласится отдать нам часть своего национального богатства, хотя бы и в долг, потому что лишних денег не бывает. Никто не обладает свободными средствами в тех объемах, которые нам нужны уже сейчас. Помощь не придет, так как спасение утопающих - всегда дело рук самих утопающих. Никто не собирается принимать и благоустраивать быт новой волны беженцев из бывшего СССР. "Санитарный кордон" вокруг остатков России, чтобы гражданская война не перекинулась западнее - на подобную "помощь" мы действительно можем рассчитывать.
Если мы научимся понимать и уважать друг друга, объединим наши усилия и изгоним ложь и коррупцию из практики государственного управления, примем на себя ответственность не только за себя, но и за свою страну, еще можно предотвратить надвигающуюся трагедию и последующие десятилетия национального унижения. И потомки не проклянут нас еще при нашей жизни.
Утвержден Учредительным съездом Православной партии России 28 марта 1998 г.
Внесены изменения и дополнения Чрезвычайным съездом 18 апреля 1999 г.