ПОСЛЕДНЕЕ РОЖДЕСТВО?

Идут рождественские дни. Центральные улицы американских городов украшены светящимися гирляндами, на площадях сияют громадные елки. Вокруг них - улыбающиеся нарядные люди.Они законно отдыхают, выполнив нелегкий рождественский долг: выбрали и раздали подарки всем родным и друзьям, но и сами их получили. Съели свою порцию индейки, сидя за семейным столом в маскарадных шапочках и масках, слушая развеселую песенку о Санта-Клаусе. Как говорится в христианском девизе сезона: "Мир на земле, добрая воля всем людям!"

Это на поверхности, а в глубине американского общества идут бурные процессы, которые могут скоро изменить безмятежную радость зимнего праздника, а возможно, и его религиозную суть. Красноречивый и весьма тревожащий христиан факт: в Белом доме елка, как и встарь, называется рождественской, а на Капитолийском холме, в конгрессе, - она уже стала просто "праздничной". Это наглядное олицетворение противоречия между двумя ветвями власти по вопросу о месте религии в Соединенных Штатах.
Как ни странно, в стране, где официальный девиз - "Мы верим в Бога" (это напечатано на всех банкнотах), где в барах видишь шутливое предупреждение "Мы верим в Бога, а остальные платят наличными", в этой стране идет упорная война за то, чтобы выхолостить религиозное значение Рождества, превратить его просто в один из праздничных дней. Мотивировка - в США церковь изначально отделена от государства. Отцы-основатели записали в конституции, что никакая религия не должна иметь преимуществ перед другими.
Так оно и есть. В Вашингтоне, например, два прославленных храма, несколько синагог и мечетей и так далее. Давным-давно нет речи о преследовании по мотивам вероисповедания. Однако сейчас в стране, основанной бежавшими в поисках возможности верить в Бога так, как они его понимают, 80 процентов населения - христиане. Именно они на протяжении двух веков определяли традиции и духовную жизнь общества в соответствии со своими обычаями.
Но появился слой населения, вообще ни во что не верящий. Им мало отсутствия инквизиции, которая принуждала бы под страхом смерти признавать "правильного Бога", они требуют, чтобы их и их детей избавили от Бога христианского в каком бы то ни было проявлении. Среди таких родителей распространилось поветрие судиться со школами, где преподают закон Божий или устраивают групповые молитвы.
Что касается противоборства между Белым домом и конгрессом, президент Буш четыре года настаивает, что группы верующих, оказывающие помощь нуждающимся в ней, имеют право на финансовую поддержку государства - они эффективнее официальных организаций. И четыре года его усилия остаются бесплодными. Конгрессмены очень недовольны, что президент в обход их находит возможность поддержать религиозных благотворителей из фондов правительства.
Что любопытно, против традиционного Рождества выступают не иудеи, не мусульмане, не индуисты - им лишь бы их не трогали, а разношерстная так называемая либеральная интеллигенция, по сути, те же, кто борется против глобализации, за однополые браки, кто считает испачканного в грязи с ног до головы Клинтона великим лидером, а Буша изображает человекообразной обезьяной или в лучшем случае религиозным маньяком. Теперь вопрос в том, решатся ли конгрессмены и в общенациональном масштабе превратить рождественскую елку в "праздничную".