"БЕЛЫЙ АИСТ" С ОСЛАБЕВШИМ КРЫЛОМ

Основательного повода для столь пессимистического прогноза вроде бы и нет. Молдавские вина и шампанское, коньяки и бренди по-прежнему популярны у россиян. Таковыми их делают хорошее качество в сочетании с приемлемой ценой. "Белый аист" - это не только название самого раскрученного в России коньяка, но и символ молдавского виноделия в целом. Неудивительно, что поставки продукции молдавских виноделов в Россию из года в год растут.

Чем же тогда озабочены специалисты и откуда подобные выводы?
Оказывается, не все так просто. Абсолютный рост продаж - лишь одна сторона проблемы. Более объективный показатель - удельный вес в объеме продаж. И тут дела обстоят не столь радужно.
- Доля молдавской продукции на алкогольном рынке России, - говорит Сергей Артеменко, руководитель акционерного общества "Холдинг Вин", одного из крупнейших импортеров молдавской алкогольной продукции, - сегодня составляет шестьдесят процентов всего импорта. Однако в последнее время она стала неуклонно снижаться. Падение составляет от трех до пяти процентов в год. Если тенденция не изменится, уже через несколько лет Молдавия утратит позицию абсолютного лидера и превратится в рядового участника. Это чревато не только серьезным ударом по виноделам, но может привести даже к стагнационным процессам в экономике республики в целом. А место молдавской продукции займут более расторопные поставщики. Прогноз - в этом сходятся многие специалисты - далеко не безосновательный.
Потребление вина в России после распада СССР заметно снизилось. В советские времена оно составляло в среднем 19 литров на человека в год. Сейчас опустилось до 5,5 литра. А в развитых странах устойчиво держится на уровне 11-12 литров.
- Молдаване оказались заложниками планово-директивной системы, - признал президент Молдавии Владимир Воронин на кишиневской встрече производителей и импортеров вина. - Мы поняли, что наша задача - посадить виноградники и получить качественное вино. А рынок к нам сам придет и предложит свои услуги...
Но рынок - живой организм. И развивается он по своим законам, где не всегда побеждает лучший. Чаще тот, кто быстрее приспосабливается к постоянно меняющимся правилам игры. Молдаване, как выяснилось, за этим процессом уже не поспевают - перманентное падение их доли на рынке - подтверждение тому. Молдавских производителей пока еще медленно, но неуклонно теснят виноделы Франции, Италии, Аргентины, Чили и другие новые еще для России поставщики. И дело тут не в качестве молдавского вина - оно высокое и вполне конкурентоспособно даже рядом с лучшей продукцией известных мировых производителей. Проблема в другом.
Сегодня на российском рынке, считает глава холдинга "Винный мир", занимающегося импортом алкогольной продукции из Молдавии, Петр Каныгин, в сущности, нет даже понятия такого - молдавский продукт. И созданием положительного имиджа его, естественно, никто не занимается. До поры до времени это не особенно мешало реализации популярного товара - вина и коньяки Молдавии все еще неплохо расходятся. Но ситуация меняется. И для того чтобы "Белый аист" не затерялся в многообразии марок, заполняющих российский рынок, нужно предпринять активные меры для поднятия престижа этого бренда до значения национального продукта. Здесь есть чему поучиться, например, у Турции и того же Туниса, национальный продукт которых в России - туризм продвигается весьма энергично.
Впрочем, первый шаг уже сделан. Виноделы и импортеры создали недавно Фонд продвижения молдавских вин, призванный консолидировать усилия партнеров в этом направлении. Предстоит серьезная работа прежде всего по защите рынка от продукции низкого качества и откровенного фальсификата.
Не все, правда, зависит только от виноделов и импортеров их продукции. Как ни парадоксально, препоны могут возникнуть на пустом, казалось бы, месте, когда государственные чиновники, заботясь вроде бы о защите собственных производителей, на деле только усугубляют ситуацию. Речь, в частности, идет о намерении молдавских властей обложить таможенными пошлинами импорт из России парфюмерной продукции, крепких спиртных напитков и пива. Если это произойдет, можно ожидать, что россияне почти наверняка введут ответные меры, направив удар прежде всего на виноделие.
И тогда "Белый аист", как бы ни раскручивался этот бренд, станет на российском рынке неконкурентоспособным. Специалисты в этом не сомневаются. Вызывает опасения у импортеров молдавского вина и предстоящее через год-полтора вступление России во Всемирную торговую организацию, что может повлечь существенное ухудшение условий импорта вина, коньяков и шампанского из Молдавии в Россию.
Президент Владимир Воронин пообещал, однако, участникам кишиневской встречи, что парламенту и правительству будет предложено учесть высказанные претензии и предложения и исправить ситуацию. Это позволяет надеяться, что ослабевающие крылья "Белого аиста" наберут былую силу на радость россиянам и пользу виноделов.