ВЫХОД ЗА ОГРАДУ

На финише года, как правило, случается немало важных событий в разных сферах жизни. И в этом калейдоскопе немудрено проглядеть действительно знаковые, пусть и не такие уж на первый взгляд яркие.

Вот одно из них. Патриарх Алексий подписал указ об образовании самостоятельной кинотелекомпании "Православная энциклопедия".
Не сенсация, конечно, из мира кино. Но и вовсе не внутрицерковное дело. За этим фактом - весьма серьезный процесс.
Речь о том, где сегодня место церкви в обществе. Это ведь именно сейчас важно, когда многим стало ясно: без опоры на духовные традиции народ теряет иммунитет, становится уязвим. Церковь-то у нас от государства отделена, но не от народа. Хотя долгое время их разделить пытались. И не без успеха.
- После массовых репрессий советская власть уничтожала Русскую церковь другим способом - ее полной изоляцией от общества, - говорит Сергей Кравец, руководитель "Православной энциклопедии". - Церковь вычеркивали из истории, из общественной жизни, фактически перевели в резервацию - наглухо заперли в церковной ограде. И сейчас, когда пришли другие времена, принципиально важно выйти из этой ограды. Важно и для церкви, и для общества.
Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", который возглавляет Сергей Кравец, во многом этим и занимается. Из церковного энциклопедического издания выросли телевизионная программа, интернет-сайт, различные кинотелевизионные и издательские проекты. И все это конкурентоспособно на общем, светском рынке.
Так случилось, потому что с самого начала дело было поставлено с прицелом на все общество, а не только на воцерковленных. "Православная энциклопедия" первой объединила Русскую церковь с российской наукой. Академия наук стала тут надежным партнером Московской патриархии. И продукт такого союза оказался востребован всем обществом, а не только прихожанами. Не случайно и самого Кравца пригласили возглавить главное светское энциклопедическое издание страны - Большую Российскую энциклопедию.
Разрушение барьеров между церковью и обществом - это и разрушение стереотипов. Многим до сих пор кажется: там, за оградой, в храме, - совсем другая жизнь и люди совсем другие. Не от мира сего. И вдруг узнаешь: да, есть другая жизнь, но она и любому из нас доступна, а люди там вовсе не инопланетяне, среди них и хорошо знакомые нам, и знаменитые. Таков эффект, в частности, одного из громких телепроектов "Православной энциклопедии" - десятисерийного фильма Сергея Мирошниченко "Земное и небесное". Интересно было не только то, о чем фильм, но и кто его делал. На экране об истории Русской церкви и о своей личной вере говорили Ирина Купченко, Алексей Петренко, Юрий Шевчук, Никита Михалков, Федор Бондарчук, другие знаменитости.
Сергей Мирошниченко рассказывал мне, как непросто было убедить этих людей говорить о своей вере, ведь эта сфера считается глубоко интимной. Но как важно для многих узнать о близких тебе по духу, об их пути к Богу. Понять: другая жизнь и есть наша настоящая.
Тут ведь что важно: не только о чем рассказывать, но и как, но и где. Есть же церковная литература, церковная пресса, есть специальные издания, теперь вот даже специальный телевизионный канал. Это все хорошо и нужно. Но у Кравца и его команды задача принципиально другая: работать на общей территории, для верующих и неверующих, воцерковленных и тех, кто на пути в храм. Так, чтобы всем было понятно и интересно.
Их фильмы выходят в эфир на основных телеканалах, получают призы на фестивалях и хорошие рейтинги. Круг авторов и героев становится все шире и внушительнее.
Уже в качестве самостоятельной компании "Православная энциклопедия" выпускает в ближайшее время пятисерийный фильм Владимира Хотиненко о христианских святынях Рима. Партнером на съемках был Ватикан, а ведущими стали Кшиштоф Занусси, Никита Михалков, Ирина Купченко, Юрий Соломин, Владимир Машков.
И еще одна поразительная и пронзительная работа уже завершена. Валерий Залотуха снял двухсерийный фильм "Ангел Русской Церкви против Отца всех народов". Это глубокое и беспощадное размышление о взаимоотношениях в минувшем веке церкви, власти и народа. Уникальные кадры, истории, судьбы.
И вопросы, которые задает автор. Как мог народ, называвшийся богоносным, с тысячелетней православной государственностью, чуть ли не в одночасье отречься от веры? Кем же был на самом деле Сталин, не верил ли он тайно в Бога? Кем стал для церкви патриарх Сергий - спасителем или отступником?
И ответы, которые убедительны, потому что талантливы.
Это все - о церкви и церковной жизни. Но одновременно - о нас всех и о жизни вообще.