11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ДЕШЕВУЮ НЕФТЬ?

Алексеев Владимир
Опубликовано 01:01 29 Января 2002г.
На прошлой неделе Михаил Касьянов встретился с главами нефтяных компаний, которых очень беспокоит состояние сырьевого рынка. Они убеждали премьера найти способы возместить потери "нефтянки" от падения экспорта и уверяли, что почти троекратное сокращение экспортных пошлин их проблем не решит. Само собой, помогать частным компаниям должно государство...

Требование нефтяников чуть раньше было озвучено в Думе. Вице-президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун сделал сенсационное заявление: внутренние цены на нефть в России упали до 5 долларов за баррель (1200 рублей за тонну), дешевая нефть грозит убытками компаниям и падением платежей в бюджет, а потому надо срочно сокращать добычу нефти в стране. Из заявления также следовало, что российские нефтяники, несмотря на обязательство России перед ОПЕК снизить объемы экспорта на 150 тысяч баррелей в сутки, могут торпедировать соглашение с картелем. Правда, осталось неясным, как именно это может быть сделано, если правительство через транспортную компанию "Транснефть" пока что контролирует доступ к экспортной трубе.
Напомним, что в 2001 году объем добычи нефти в России вырос почти на 8 процентов и составил 348 млн. тонн - наивысший показатель за последние 20 лет. А в этом году, согласно планам компаний, эта цифра должна составить не меньше 355 млн. тонн. В этом случае из-за сокращения экспорта "лишними", по оценке нефтяников, на внутреннем рынке могут оказаться 10 процентов произведенной нефти. Эти расчеты легли в основу угроз "затопления" России дешевой нефтью.
Однако на потребительском рынке этот сценарий не просматривается. По данным Госкомстата, за неделю самых бурных споров о "кризисе перепроизводства" цена бензина в стране снизилась всего на 0,1 процента, причем только за счет низкокачественного топлива. И самое время задать сакраментальный вопрос: а почему, собственно, российские граждане не пользуются плодами щедрости родных недр и платят за литр бензина 25 - 30 центов? Такие цены, наверное, оправданны в США, где потребности экономики почти на две трети покрываются за счет импорта нефти. Но вот, скажем, в Саудовской Аравии литр бензина стоит 5 - 7 центов. В таких странах-экспортерах, как Иран или Ирак, - еще меньше.
Сетуя на тяжелую жизнь, нефтяники просили вообще отменить пошлины на бензин и дизтопливо. Отчасти это было сделано - с 5 февраля экспортные пошлины на светлые нефтепродукты снижены с 39 до 25 евро за тонну. Правительство пообещало вернуться к вопросу о пошлинах на ближайшем заседании комиссии по защитным мерам.
Решать проблемы отрасли надо, тем более что от ее состояния зависит бюджет. Но тут удивляет другое. С чего это вдруг частные нефтяные компании дружно призывают правительство участвовать в решении сугубо корпоративных проблем? Помнится, в 2000 году, когда доходы компаний ежемесячно прирастали на 100 млн. долларов, никто не предлагал поделиться сверхдоходами с бедствующими отраслями. А теперь те же люди дружно требуют принятия нерыночных мер.
Меж тем призывы российских нефтяников к пересмотру соглашения с ОПЕК вызывают серьезную обеспокоенность у стран-экспортеров. Глава картеля Али Родригес даже засобирался в марте в Москву. Как раз к этому времени срок действия договоренностей подойдет к концу, и Родригес наверняка будет настаивать на участии России в новом соглашении по ограничению экспорта. Сегодняшний скандал вокруг "обвала внутренних цен" можно расценивать как предварительную пробу сил. Наши нефтяники начали давление на Белый дом, чтобы на сей раз не допустить ущемления своих интересов. Ну а попутно еще и пробить в правительстве решения о снижении экспортных пошлин.
Вот что думает по этому поводу бывший глава Минтопэнерго, ныне заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Генералов:
- Разговоры о том, что удешевление топлива негативно отразится на экономике и грозит разорением собственно нефтяной отрасли, беспочвенны. Согласно законам рынка, снижение цен стимулирует спрос, что, в свою очередь, подстегивает производство и ведет к росту объемов реализации. Таким образом, нефтяные компании, которые теряют доходы от сокращения экспорта нефти, вполне могут их компенсировать за счет увеличения реализации нефтепродуктов внутри страны. Тем более что спрос на отечественный бензин всегда был высок в конце зимы и начале весны, когда аграрии готовятся к посевной.
И, конечно, ненормально, что стоимость бензина в России и США почти одинаковая, хотя нефть в последние годы за океаном почти перестали добывать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников