11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗНАТЬ, СРАВНИВАТЬ И ВЫБИРАТЬ

Соломонова Ольга
Опубликовано 01:01 29 Января 2002г.

- Прошли выборы в Северной Осетии. Избирательная кампания была весьма напряженной - суды,

- Прошли выборы в Северной Осетии. Избирательная кампания была весьма напряженной - суды, митинги протеста сторонников снятого с дистанции С.Хетагурова. А разве нельзя вопросы отстранения кандидата решать раньше, не накаляя ситуацию к дню голосования?
- Согласен, тут есть вопрос. При том, что осетинская ситуация с Хетагуровым все-таки значительно отличается от приморской или курской, - там решения о снятии кандидата с регистрации принимались буквально в последние три дня. Здесь же вопрос начал обсуждаться за две недели до выборов. Что можно сделать в этом плане на будущее? Прежде всего более конкретно прописать в законе основания для отказа или снятия с регистрации. На это как раз направлены многие поправки в федеральный закон, уже принятые Государственной Думой в первом чтении. Эту же задачу решает и последнее постановление Конституционного суда, который рассмотрел жалобу гражданина Траспова, незаконно снятого с регистрации на выборах депутата Госдумы по одному из округов Ставропольского края в 1999 году. В нем говорится, что такого рода незаконные действия должны рассматриваться в суде общей юрисдикции и могут привести к отмене выборов.
- То есть теперь, спустя два года, результаты выборов депутата Госдумы из Ставропольского края можно отменить?
- Я не исключаю, что если Траспов обратится в суд, то результаты выборов, в которых он не смог участвовать, могут отменить и назначить новые выборы.
- А есть общие причины скандалов, которые происходят на выборах в республиках России?
- Во-первых, в республиках зачастую обостренно воспринимаются национальные вопросы. И политические силы, участвующие в выборах, специально их нагнетают, пытаются играть на национальных чувствах людей. Но у нас разные республики, и в некоторых это отсутствует. Поэтому нельзя говорить, что национальный фактор - особая примета всех республиканских выборов. Во-вторых, политическая ситуация на Северном Кавказе далеко не стабильная. А нестабильность в регионе накладывает отпечаток и на проведение избирательной кампании.
- Это касается Северного Кавказа, но не Якутии, где выборы тоже проходили с потрясениями.
- Республики у нас образованы по национальному принципу, и определенные силы пытаются там разыграть национальную карту. Довольно серьезно пытались сыграть на национальном факторе и в Якутии. Кроме того, прежний лозунг - "Берите суверенитета, сколько хотите" - привел к тому, что конституции многих республик не соответствуют Конституции РФ. А исправлять-то намного тяжелее. Но оставлять правовое поле противоречивым нельзя, это рано или поздно ударит, причем самым неожиданным образом. Как это и произошло в Якутии.
- В каких субъектах Федерации законодательство все еще противоречит федеральному?
- По избирательному праву, я думаю, вопрос решен в подавляющем большинстве регионов России, но как раз в ряде республик пока неудовлетворительно. Не приведены в соответствие конституции Якутии, Татарстана, Башкирии, Бурятии. Кстати, по Татарстану это было недавно предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ. И татарский парламент твердо заверил, что работа по приведению Конституции Татарстана в соответствие с российской вступила уже в заключительную фазу. Я убежден, что в этом году несоответствие конституций республик Основному Закону России будет окончательно устранено.
А на Северном Кавказе ситуация нестабильна, и не только во время избирательной кампании. Все связывать с выборами нельзя. Взрывы на рынках и в местах скопления людей были и год назад, в том числе в Северной Осетии. Но когда обостряется политическая борьба, то обостряются и все проблемы региона, в том числе криминального характера.
- Исходя из этой логики, выборы в Чечне провести в ближайшее время не удастся?
- Чтобы провести свободные демократические выборы, нужны определенные социально-политические условия. Если говорить о Чечне, то сейчас для избрания органа государственной власти республики нужно сначала решить: что это будет за орган, с какими полномочиями, по каким принципам он будет избираться. Без этого говорить о выборах явно преждевременно. А для того чтобы решить этот вопрос, необходимо определить конституционное устройство Чеченской республики, может быть, и через референдум. Сегодня это, на мой взгляд, нереально, а через год-полгода - возможно.
- Вы говорили о том, что избирательное законодательство необходимо изменить, усовершенствовать. Но оно ведь уже обновлялось в 1999 году. А что сейчас срочно требуется менять?
- Одну позицию я уже назвал: ограничить перечень оснований для отказа в регистрации кандидата или снятия его с регистрации. Есть и другие нормы, вызывающие негативную реакцию на практике. Например, предвыборная агитация. Мы предлагаем уточнить формулировку предвыборной агитации, чтобы никто не путал ее с информацией. Ведь даже у журналистов возникают сложности - как написать об избирательной кампании, не упоминая кандидата, тем более если он что-то там еще учудил. Это явно извращенное понимание. Следует четко разграничить, что является информационной деятельностью, которая должна быть свободной, объективной, взвешенной, а что - агитационной, которую ведут кандидаты, их избирательные штабы, политические партии. Из опыта прошедших выборов также видно, что нужно увеличить сумму средств избирательного фонда, которые может тратить партия или кандидат. Мы предлагаем увеличить ее в два-два с половиной раза. Потому что многие тратят средства помимо фонда, объясняя это как раз тем, что фонд слишком мал. А это значит, что закон как бы подталкивает к уводу средств в "тень".
И еще. Вступил в силу Закон о политических партиях. Для того чтобы он работал, способствовал созданию эффективной политической системы, нужны стимулы для деятельности партий в регионах, для их активного участия в избирательных кампаниях. Как это принято во всем мире. У нас пока роль политических партий в избирательном процессе ничтожно мала. Поэтому мы предлагаем, во-первых, проводить выборы представительных органов власти в субъектах по тому же принципу, как избирается сегодня Государственная Дума, - 50 процентов по одномандатным округам, 50 - по партийным спискам. Потому что пропорциональная система, это доказано, стимулирует развитие и становление политических партий. И второе. Зачем заставлять партию после того, как она докажет свою состоятельность и получит места в Государственной Думе, собирать подписи в поддержку своих кандидатов на выборные должности любого уровня? Зачем давать возможность кому-то придраться, скажем, к неправильно указанному номеру квартиры избирателя?
- Это же такая мелочь...
- Но из-за таких мелочей, например, в Ростовской области отказали одному из кандидатов в регистрации, реальному кандидату. Это все надо учесть, чтобы на выборах было как можно меньше "горючего материала". И тогда выборы будут проходить спокойнее, а энергия будет тратиться не на поиски запятых или крючков, а на выяснение политических позиций и программ кандидатов. А что у нас сейчас происходит на выборах глав субъектов? Партии почти не участвуют в выдвижении кандидата, его выдвигает группа людей, потом это обрастает какими-то структурами, которые начинают финансы вливать в этого кандидата. Это ведь иногда просто случайное образование. А все случайное, как и случайные связи, до добра не доводит.
- Чаще все-таки основные силы на выборах региональной власти у местной администрации, а не у случайных групп. Кстати, кремлевская администрация к вам обращается по поводу выборов? Ведь не секрет, что одних кандидатов центральная власть хотела бы видеть во главе субъектов, а других - нет.
- Кого-то снять, а кого-то не снимать с регистрации? Нет, не обращаются. Но говорить, что сегодня власть, и конкретно президент и его администрация, совершенно равнодушны к тому, кто возглавит регионы, было бы совершенно неверно, нелогично и необъяснимо. Какого-то давления со стороны администрации в плане кому-то оказать содействие или - наоборот на меня никогда не было. Сегодняшняя администрация ведет себя намного корректнее по сравнению с тем, что было раньше. А избиратель выбирает и того, кого власть не очень хочет. Это тоже факт. На последних выборах в 9 субъектах Федерации из 17 пришли новые люди. Не получается так, как вы говорите: что все зависит от того, как власть организует - так, мол, и пойдет. В половине случаев не получается. А в некоторых случаях, судя по газетным публикациям, когда администрация в лице отдельных персон открыто высказывалась в поддержку кандидата, этот кандидат и не проходил.
- Действительно, было такое, когда полпред Пуликовский высказался в поддержку Апанасенко в Приморье...
- Мы исходим из официальной позиции президента, который сразу после своего избрания заявил, что каких-то особых отношений с кандидатами, претендующими на власть в субъектах, нет и быть не может, что будем работать с теми, кого избирут люди. И это, кстати, последовательно выполняется, по крайней мере самим президентом. Причем интересная картина наблюдается сейчас. Если три года назад все кандидаты от президента открещивались и считалось, что это дает дополнительные голоса избирателей, то теперь наоборот - все к президенту прислоняются, даже те, которых Владимир Путин, может, никогда и не видел. Появляются фотографии, где кандидат с президентом чуть ли не в обнимку. Это тоже показатель нашего времени и культуры некоторых наших кандидатов. Кстати, чтобы таких спекуляций не было, мы предлагаем запретить без согласия физического лица использовать его фотографию на плакатах.
Главное - сделать так, чтобы меньше было возможностей вводить в заблуждение избирателей. Например, по Закону о выборах депутата Госдумы кандидат обязан дать сведения о своих доходах и имуществе. Это проверяется и за существенную недостоверность можно снять кандидата с регистрации. Но надо прямо в законе прописать, что означает "существенная недостоверность", чтобы это не решалось по усмотрению того или иного органа. Но во многих субъектах депутаты такую норму не приняли, им это невыгодно. Сейчас эту норму мы будем вводить для всех уровней выборов, путем уточнения федерального закона.
- Допустим, кандидат слегка преуменьшил свои доходы. Снимать его с регистрации?
- Мы считаем: пусть это будет написано, пусть избиратели знают, что он еще и с квартирой, с машиной напутал - все надо показать. А можно или нельзя верить этому человеку, - решит сам избиратель. Вот наша позиция.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников