ДОКЛАД ВЫЗВАЛ РАЗНОГЛАСИЯ

Как и планировалось, первый полный отчет инспекторов ООН о работе, проделанной ими с ноября прошлого года в Ираке в соответствии с резолюцией Совета Безопасности, представлен был 27 января. Помимо главы группы военных инспекторов Ханса Бликса, свои выводы доложил руководитель Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи. Оба дали понять, что ждут от ООН продления сроков инспекции, а не санкции на вторжение в Ирак. Вместе с тем, как подчеркнул Бликс, Багдад принял лишь букву, но не дух требований о разоружении.

Хотя инспекторам не чинилось препятствий, - они получали доступ туда, куда хотели попасть, и обследовали около 230 объектов, - но многие серьезные вопросы остались без ответа. Куда девался нервно-паралитический газ VX, создававшийся иракскими химиками? Есть признаки, что иракские биологи произвели больше спор антракса - сибирской язвы, чем это признается в официальном отчете Багдада об осуществлявшихся им программах вооружений. Этот отчет, занявший 12 тысяч страниц, по мнению Бликса, основан на старых документах, не дающих представления о настоящем.
Выяснилось, что обнаруженные инспекторами боеголовки, способные нести химический заряд, складировались в течение последних двух лет. А где они находились предыдущие десять, когда Саддам Хусейн уверял, что у него нет оружия массового поражения? Для чего предназначались и почему не были, как положено, уничтожены? Вывод главного инспектора таков: "Это, может быть, верхушка большого айсберга"...
Эксперты МАГАТЭ не обнаружили никакой запрещенной деятельности в области ядерных разработок. Однако, указал аль-Барадеи, им не было предоставлено никаких новых данных, и многое остается неясным. Подытожил он свое сообщение таким образом: "Мировое сообщество не будет удовлетворено, если вопросы об иракском оружии массового уничтожения так и останутся открытыми. Наша работа должна продолжаться".
Официальный Вашингтон согласен, что эти вопросы остаются открытыми, но выводит из этого свои заключения. Посол США при ООН Джон Негропонте: "Мировое сообщество знает, что такое добровольное разоружение. Мы видели его в ЮАР, в Украине и в других странах, но мы не видим этого в случае с Ираком. Мы видим, что Ирак продолжает занимать свою обычную позицию". Пресс-представитель Белого дома Ари Флейшер: "Чем больше мы даем времени Саддаму Хусейну, тем больше он заставляет нас ходить по кругу. Но его время на исходе".
Означает ли это, что Вашингтон окончательно в поход собрался без благословения ООН? Осведомленные источники говорят, что будет сделана попытка получить "добро". Госдепартамент сейчас разрабатывает проект соответствующей резолюции, которую представят в Совет Безопасности.
Дальнейшая судьба Ирака так или иначе решится на закрытом заседании Совбеза в среду.