10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ИРАКОМ ЕДИНЫМ

Лукьянов Федор
Опубликовано 01:01 29 Января 2003г.

Начавшийся год сулит серьезные испытания российской внешней политике, точнее, курсу на

Начавшийся год сулит серьезные испытания российской внешней политике, точнее, курсу на сближение с Западом. На всемирной сцене завершаются приготовления к новой постановке "спектакля", премьера которого состоялась 12 лет назад. В январе 1991-го коалиция под эгидой Вашингтона устроила Багдаду "Бурю в пустыне" в наказание за наглую оккупацию Кувейта и пренебрежение волей мирового сообщества. Сегодня на подмостках те же действующие лица: США, Саддам Хусейн и международная коалиция.
В американской части труппы - знакомые лица: Колин Пауэлл и Дик Чейни, даже Джордж Буш на месте, хоть и младший. Сюжет - защита от зарвавшегося диктатора, угрожающего миру оружием массового поражения, - в общих чертах повторяется. Но только в общих. Если первое сражение в Заливе объединило мир (впервые почти за полвека Москва и Вашингтон оказались по одну сторону линии фронта), то второе может разрушить вроде бы сложившийся альянс против глобальных угроз.
Если Америка решит идти до конца в своем стремлении избавиться от Саддама, санкции Совбеза ООН и обвинительного заключения инспекторов она дожидаться не будет. США уверены в коварстве Хусейна, презумпция невиновности на багдадского диктатора не распространяется. Остановить Вашингтон сейчас не могут ни ООН, ни возмущенная милитаризмом Белого дома Европа, ни уж тем более Россия. Однако надо без обиняков признать: нормальные отношения с единственной сверхдержавой важнее сейчас для нас, чем судьба друга Советского Союза Саддама Хусейна.
Как ни цинично это звучит, нет смысла тратить много сил на попытки предотвратить войну. Довольно наивны и надежды получить от США гарантии соблюдения экономических интересов России в постсаддамовском Ираке (например, подтверждения контрактов наших компаний). Не для того американские нефтегазовые гиганты поддерживали Буша начиная с его избирательной кампании, чтобы потом делиться с кем-нибудь добычей.
Можем ли мы конвертировать "пассивность" по Ираку в "дивиденды" на других направлениях? Нам вроде бы обещают большее понимание в вопросе борьбы с терроризмом на Кавказе - на это намекнул замгоссекретаря США Ричард Армитедж, признавший право России на превентивную оборону (об ударе по Ираку в обмен на удар по Панкиси в Москве рассуждали пару месяцев назад)... Впрочем, обольщаться не надо. Правозащитная проблематика если и отступает на второй план из конъюнктурных соображений Белого дома, то быстро возвращается: ведь забота о правах человека действительно составляет основу западной демократии.
Вообще реальные проблемы, стоящие перед Россией, далеки от "горячих точек", которые волнуют Америку, - Ирака и дерзко бравирующей своей ядерной программой Северной Кореи. Помимо Чечни, которая, к сожалению, продолжает оставаться не только внутренним, но и международным (от Тбилиси и Анкары до Копенгагена и Лондона) фактором, главные из этих проблем - отношения с ключевыми партнерами по СНГ, прежде всего с Украиной, и перспективы взаимодействия с Евросоюзом.
В Киеве 2003-й объявлен годом России, но на деле он обещает решающую схватку за власть - противостояние групп влияния достигнет апогея в преддверии намеченных на 2004-й президентских выборов. У Москвы слишком много интересов в соседнем государстве, чтобы безучастно наблюдать за тамошней политической схваткой. Исход киевской баталии небезразличен и Западу, прежде всего ЕС, который, проглотив большую часть Центральной Европы, начинает бросать заинтересованные взоры далее на восток.
Далее. Компромисс, которого, как считается, Москва и Брюссель достигли по Калининграду, на самом деле лишь законсервировал конфликт. ЕС расширяется своим чередом, на наших границах вырастает полумиллиардный колосс, живущий по единым законам и правилам. И России придется к нему приспосабливаться, потому что торговаться с Брюсселем почти бессмысленно. Евросоюз практически не способен на корректировку принятых решений, которые являются результатом мучительного бюрократического согласования между 15, а в скором будущем - и 25 странами. Когда позиция сформулирована, повлиять на нее извне почти нереально.
Искать общий язык с ЕС крайне трудно, часто неприятно, но без этого не обойтись. Европа - крупнейший торговый партнер России, и наши интересы будут сталкиваться и сопрягаться на каждом шагу. Научившись взаимодействовать с ЕС и отстаивать свои интересы в рамках действующих там правил (благо они превратили Старый Свет в континент процветания и демократии), Россия обеспечит себе надежный плацдарм для развития.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников