ВРЕМЯ ЗРЕЛОСТИ

В доперестроечные годы на Нижегородском масло-жировом комбинате (НМЖК), как и на других предприятиях огромной страны, не знали, что такое конкуренция. При планово-распределительной системе хозяйствования все, что производилось, находило своего потребителя. Но к середине 90-х ситуация в корне изменилась. Пришли новые отечественные и иностранные производители, причем с современными технологиями продвижения своего товара. И на комбинате возникли проблемы: рынок сбыта катастрофически снижался, не хватало оборотных средств, кредиты приходилось брать под разорительные проценты.

К середине 90-х сумма долгов предприятия достигла астрономической для него суммы - 40 миллиардов (неденоминированных) рублей. Не помогло и спешно проведенное акционирование, когда контрольный пакет акций был передан трудовому коллективу, а остальные - государству. У НМЖК по сути не было хозяина.
Ситуация стала резко изменяться к лучшему после того, как генеральным директором был избран Николай Нестеров. Он не был здесь случайным человеком. После окончания Краснодарского политехнического института его по распределению направили на НМЖК, где он прошел путь от мастера до главного метролога предприятия, затем руководил пусконаладочным комплексом майонезного цеха. Производство знал, как говорится, "от" и "до". Однако потом решил заняться предпринимательской деятельностью. Но, и выстраивая самостоятельный бизнес, Нестеров не порывал связи с комбинатом - одна из его фирм занималась поставками сырья и сбытом продукции. Так что, принимая руководство предприятием, он понимал, на что шел, а главное, знал, что надо сделать, чтобы вывести его из кризиса, восстановить былую славу. И добился этого.
Акционеры почти единогласно утвердили предложенную новым гендиректором программу вывода предприятия из кризиса. На НМЖК был установлен жесткий контроль за финансовыми потоками. Вместе с Нестеровым на комбинат пришла новая команда управленцев-менеджеров, маркетологов, коммерсантов. К делу были подключены солидные отечественные и зарубежные консалтинговые и аудиторские компании. Создается новая сбытовая структура - "Торговый Дом".
Сегодня НМЖК по праву стал лидером в отрасли и занимает первое место в России по производству майонеза и маргарина. На рынке майонеза его доля в минувшем году возросла до 17 процентов от общероссийского производства, фасованных маргаринов - до 23, весовых - до 29 процентов. Комбинат является обладателем таких "раскрученных" торговых марок, как маргарин "Хозяюшка", майонезы "Ряба", "Заправский", "Нежный", "Впрок", масло "Кремлевское". "Хозяюшка", например, признана самым потребляемым маргарином в стране, его предпочитает другим каждый четвертый житель России. Высоким спросом пользуется и мыло "Малыш".
Комбинат ежедневно реализует по четыреста тонн маргарина, по сто тонн майонеза и мыла. Его продукция неоднократно получала престижные награды на международных выставках и ярмарках. Она сертифицирована в соответствии с международными системами качества ИСО-9001 и ИСО-9002 и поставляется во многие страны, в частности, в Белоруссию, Казахстан и Украину. И это неудивительно. Те же майонезы "Ряба", например, давно уже выпускаются с натуральными добавками на любой вкус: с грибами, перцем, хреном, укропом, чесноком, сыром и даже с итальянскими специями. Что же касается объема производства, он достиг 85 миллионов долларов в год.
Добиться этого во многом удалось благодаря тому, что Николай Нестеров, как и еще двое его сподвижников - члены совета директоров Вячеслав Романов и Галина Сидорок (втроем они теперь являются владельцами контрольного пакета акций) работают дружно, единой командой. Они в отличие от многих новоявленных отечественных акционеров не гонятся за сиюминутной выгодой, а заботятся о будущем предприятия и как следствие своего бизнеса. Поэтому все средства, которые удается заработать, инвестируются в производство. Только в 2000 году в развитие технологических и расфасовочных мощностей было вложено 9 млн. долларов. Майонез, например, стали расфасовывать не только в обычную пластиковую упаковку, но и в современную: в стеклянные баночки, в ведерки.
Предприятие теперь оснащено самым совершенным оборудованием таких известных зарубежных фирм, как "Альфа Лаваль", "Де Смет", "Гестенберг", "Бенхил", "Бак-Трак", что позволило значительно повысить не только технологические параметры, но и, что особенно важно, качество продукции.
В последние годы, чтобы стать независимым от поставщиков, НМЖК приобрел несколько смежных производств. Здесь создан вертикально интегрированный холдинг с полным производственным циклом. В него входят ОАО: "Самарский жиркомбинат", "Шуйский маслоэкстракционный завод", "Екатериновский элеватор", "Оренбургский маслоэкстракционный завод", "Кунцевская хлебная база N 68" и еще целый ряд предприятий по заготовке сырья.
Поменялась концепция взаимоотношений с поставщиками и потребителями. На комбинате, по сути, заново была сформирована служба маркетинга. Сюда пришли менеджеры, владеющие самыми современными технологиями продвижения торговых марок. Задачу облегчило то, что качество продукции уже отвечало мировым стандартам. Для этого пришлось, в частности, приобрести линию по доочистке воды, освобождающую ее от примесей растворов железа и марганца, сероводорода, удаляющую хлорсодержащие примеси. Для контроля за качеством сырья, как и конечной продукции, был приобретен дорогостоящий микробиологический экспресс-анализатор, которого не имеет ни одно предприятие масло-жировой отрасли России. Сейчас из цехов НМЖК выходят только экологически чистые продукты.
Сотрудники коммерческой службы стали работать по географически-продуктовому принципу. Они не только глубже изучают рынок, но и прогнозируют его развитие. Причем введена персональная ответственность менеджеров за принимаемые решения: теперь за ошибки им приходится расплачиваться рублем.
Перестроили свою работу и другие управленческие структуры.
Залог стабильности любого предприятия - профессионализм его сотрудников. Понимая это, акционеры и тут не скупились на затраты. Десятки специалистов прошли обучение на ведущих родственных предприятиях Англии, Бельгии, Германии и Японии. На самом комбинате создали учебный центр: новое оборудование потребовало и нового подхода к его эксплуатации. Повысилась культура производства. "Чистота, как в аптеке!" - так и хочется сказать эти слова, побывав в цехах предприятия. Нигде ни пылинки, все работающие - в белых халатах...
Обновляя производство, руководители комбината беспокоятся и о благосостоянии тех, кто на этом производстве занят. Заработная плата здесь приближается к шести тысячам рублей в месяц - такого нет ни на одном промышленном предприятии города. Обед в ведомственной столовой обходится в среднем в 15 рублей. Сотрудников бесплатно обслуживает зубоврачебная поликлиника.
По соглашению с областной администрацией руководители НМЖК обязались в ближайшие годы не производить сокращения рабочих мест. Более того, в прошлом году численность коллектива возросла на 10 процентов, сейчас здесь занято свыше 2500 человек.
НМЖК по праву стал одним из самых динамично развивающихся и высокорентабельных предприятий Нижегородской области, а потому -лакомым кусочком для сомнительных, полукриминальных коммерческих структур. В конце прошлого года была предпринята беспрецедентная попытка захвата предприятия. Одновременно в нескольких регионах по искам миноритарных акционеров, обладающих лишь тысячными долями процента акций, суды общей юрисдикции словно по команде стали принимать идентичные постановления об отстранении от должности руководителей предприятия, был похищен и загадочно исчез реестр акционеров. Началась кампания по дискредитации предприятия в СМИ. Однако авантюра не удалась. Благодаря вмешательству правоохранительных органов, силовых структур, губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева и полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко справедливость восторжествовала.
Труд Николая Нестерова по управлению некогда кризисным предприятием достойно оценен: он награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени. Николай Николаевич, которому в эти дни исполняется пятьдесят лет, а это для мужчины возраст творческой зрелости, полон новых замыслов и проектов. И хочется верить, что все задуманное им сбудется, а комбинат закрепит свое лидирующее положение в отрасли.