ТУМАН НАД БОСФОРОМ СГУЩАЕТСЯ

С декабря прошлого года Турция ужесточила порядок прохода судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, в проливах Босфор и Дарданеллы.

Предпринятые меры Анкара объясняет резким ухудшением погодных условий и перегруженностью проливов, из-за чего увеличивается риск катастроф. В результате на входе в проливы возникли громадные пробки, о чем "Труд-7" (см. номер от 15.1) уже сообщал. Транспортные компании опаздывают с выполнением контрактов, судовладельцы несут убытки, а европейские потребители испытывают дефицит топлива.
Причину жестких действий Анкары некоторые эксперты склонны объяснять не заботой об экологии, а желанием вынудить экспортеров нефти воспользоваться услугами сомнительного с коммерческой точки зрения нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Строительство его уже началось. Стоимость проекта - 3,5-4 миллиарда долларов. Чтобы он себя оправдал, необходимо обеспечить полную загрузку трубы. Однако уже сейчас ясно, что в Азербайджане (из чьих месторождений будет поступать нефть) таких объемов сырья нет. Значит, недостающее количество "черного золота" нужно где-то добрать. Заботясь о будущем проекте, Турция уже сейчас прозрачно намекает поставщикам на преимущества нефтепровода. А у тех возникает закономерный вопрос: зачем он нужен, если дешевле возить нефть танкерами?
Как "Труду" пояснили специалисты, хорошо знающие ситуацию, аварии у турецких берегов - не редкость. Каждая из них не только парализует движение судов, но и наносит большой ущерб природе Причерноморья. Несколько лет назад обсуждался вопрос о строительстве нефтепровода Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция) в обход Босфора. К сожалению, заинтересованные стороны не смогли договориться. Проект отпал - проблема осталась.
Независимые эксперты пояснили корреспонденту "Труда", что Россия заинтересована в том, чтобы максимально сгладить остроту ситуации в турецких проливах.