БЬЕТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ

В Нижегородской области в очередной раз повышена стоимость отопления жилья, причем сразу на 40 процентов. Резко подорожали электроэнергия, газ, содержание и ремонт домов и многие другие услуги ЖКХ.

В этой ситуации совершенно неожиданное, так сказать, гротесковое решение нашли жители рабочего поселка Тонкино. Многие из них вообще отказались от услуг местного ЖКХ, отключили в своих домах системы центрального отопления и перешли на альтернативные источники энергии. В основном - на дрова.
Одни оборудовали примитивные буржуйки. И тепло, и, главное, дешево. Потому что лес на дрова здесь выделяют за символическую цену, практически бесплатно. Остается лишь срубить деревья, распилить их, расколоть чурбаки и привезти домой. Местным мужикам это не в диковинку, а кто сам не сумеет - соседи помогут. Другие и вовсе вспомнили старину и воссоздали русские печи: на них и еду приготовить удобно, и поспать в тепле приятно, особенно детишкам.
Но все это не от хорошей жизни. Расчет в российской глубинке прост. Средняя зарплата в райцентре - 2 404 рубля. Стоимость отопления одного квадратного метра - 21 рубль 43 копейки. Средняя площадь квартир - 50 квадратных метров. Помножьте одно на другое! Вот и получится, что добрая половина зарплаты уходит на отопление, а ведь еще надо заплатить за другие коммунальные услуги. И телефон тоже подорожал. А жить на что?
...От Нижнего Новгорода до Тонкино 270 километров - езда по местным дорогам заняла около пяти часов. Среди деревянных старинных домов, небольших коттеджей выделяются целые улицы двухэтажек. Когда-то получить в них квартиру было делом престижным. Сегодня именно их жильцам приходится труднее всех - температура во многих квартирах редко превышает 15 градусов. Вот и выкручиваются кто как может.
Хозяйка одной из квартир Ксения Таланова с ужасом вспоминает, как прошлые зимы замерзала ее семья, пока не установили печь с котлом, оборудовав свою систему отопления. В семье три человека: сама Ксения, бухгалтер по профессии, муж Анатолий - механизатор и 16-летняя дочка - школьница. Зарплаты не хватает даже на самое необходимое. На отоплении удается сэкономить приличную сумму, учитывая, что машина дров стоит всего полторы тысячи рублей.
66-летний Виктор Козлов живет в этом же доме. Супруга Валентина - ветеран труда, но вынуждена пока работать. В квартире - дровяное отопление. "Ладно бы, брали деньги за нормальное тепло, а то выше десяти градусов раньше у нас никогда не было.
Теперь благодать! - довольно говорит Виктор Васильевич. - А главное - в три раза дешевле тепло обходится".
Подорожание услуг ЖКХ и низкую температуру в домах заместитель главы местного самоуправления Александр Баев объяснил тем, что почти все котельные топятся кузбасским углем, цены на который растут быстро. Если еще в декабре тонна топлива стоила 1 188 рублей, то сейчас 1 426. К тому же привозить уголек приходится за свой счет с ближайшей железнодорожной станции, а это 50 километров.
"Беда еще и в том, что мы вынуждены брать то, что дают, а дают уголь плохого качества, цену же назначают посредники, - конкретизировал ситуацию главный инженер муниципального предприятия "Тонкинкоммунэнерго" Владимир Малышев. - Права заключать прямые договора с угледобывающими предприятиями у нас нет. Переплачивая за топливо, мы не можем изыскать средств на ремонт сетей и многое другое".
Как видим, никак не могут областные власти приобретать топливо для муниципальных нужд без посредников. На бедах одних нагревают руки другие.
Пока от центрального отопления отказались около ста тонкинских семей - почти каждая десятая. Остальные продолжают зябнуть, недобрым словом поминая коммунальщиков, и завидуют тем, у кого, как у Галины Аникиной, например, есть настоящая русская печь. В ее просторном коттедже, в котором она живет вдвоем с сыном, всегда тепло. Да и не смогла бы хозяйка дома платить за его отопление 2 600 рублей, зарабатывая воспитателем в детском садике всего 1 600.
"Люди у нас спокойные, на улицу протестовать не пойдут, сами выход находят", - это слова директора центра социальной защиты районной администрации Ирины Поспеловой.И вроде бы нормальный выход нашли в Тонкине. Но это только если на время позабыть, что живем мы все-таки в XXI веке.
МЕЖДУ ТЕМ
Пенсионер из города Волжского Лев Дмитриевич Алексеевский, получив квитанцию на оплату коммунальных услуг за январь, тоже потребовал отключить у себя в квартире воду, тепло и канализацию.
Если в декабре он платил за свою квартиру 125 рублей (с учетом субсидий), то теперь придется выложить 230. Для кого-то сотня рублей ничего не значит, но для Алексеевского при его пенсии 1148 рублей 12 копеек - сумма серьезная. Вот и решил Лев Дмитриевич отказаться от некоторых благ цивилизации. Подсчитал бывший сварщик, что если обойтись без воды (в конце концов можно ее и ведрами носить), тепла и канализации, то платить придется всего около 60 рублей. Сел и написал заявление в местное ЖЭУ N 12: мол, отключите меня от коммуникаций по собственному желанию. Но как это сделать? Нельзя же пустить теплую воду в батареях в обход одной квартиры. Так что перейти на "буржуйку" ему вряд ли позволят.
Михаил ВЕРЖБА,
соб. корр. "Труда".
Волгоградская область.
Комментарий заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрия ТЫРТЫШОВА:
- У меня один вопрос: а почему жители поселка не оформляют жилищную субсидию? По закону каждый россиянин имеет на нее право, если стоимость услуг ЖКХ превышает 22 процента его ежемесячного дохода. К примеру, если его (или семьи) доход равен 1000 рублей, то он не должен платить больше 220 рублей в месяц. Все, что выше этой суммы, должно "покрываться" субсидиями (пусть услуги отопителей стоят хоть 3 тысячи рублей). В прошлом году на эти субсидии из бюджетов всех уровней было выделено 36 миллиардов рублей, в том числе 3,5 миллиарда - из федеральной казны. В этом году госбюджет выделил почти вдвое больше - 6,6 миллиарда рублей. Но почему-то в стране лишь 13,5 процента россиян оформляют субсидии на услуги коммунальщиков. Остальные, выходит, не нуждаются?
Вообще-то переход на индивидуальное (но, конечно же, не печное) отопление жилья - нормальное и перспективное дело. Сейчас в квартирах, коттеджах, производственных помещениях многие устанавливают экономичные обогревательные устройства. Индивидуальное отопление (как и внедрение персональных счетчиков воды, газа, электричества) сокращает расходы на содержание жилья, да и коммунальщиков заставляет работать эффективнее - искать экономные способы производства и подачи тепла, других энергоносителей.
Проблема в другом: в Нижегородской области, как и во многих регионах, местная власть не желает всерьез заниматься жилищно-коммунальным хозяйством и перекладывает все расходы на людей. По этой причине гражданам выставляют огромные счета за квартплату, а коммунальщики страны увязли в 300-миллиардном долгу энергетикам, не имея средств ни на ремонт теплосетей, износ которых перевалил за 60 процентов, ни на строительство новых котельных.