ГУБЕРНАТОР СТАЛ НЕВЫЕЗДНЫМ

Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын затягивает расследование по своему делу, заявил Генпрокурор РФ Владимир Устинов на заседании Совета Федерации. Правда, добавил: мол, недавно встречался с главой региона, и тот должен в ближайшее время представить свои показания.

Еще в мае прошлого года Генеральная прокуратура решила проверить расходование областью бюджетных средств. Прибывшую из Москвы бригаду возглавлял следователь по особо важным делам Александр Галахов (доведший, между прочим, до суда дело тверского губернатора Платова).
Появились претензии к подписанному Анатолием Лисицыным областному закону "О стимулировании экономического развития Ярославской области". Документ действовал с весны 2001 года и позволял компаниям, платящим здесь налоги, получать обратно часть этих денег в виде субвенций. Таким образом, по мнению прокурорских работников, в области возникли некие признаки офшора.
Любопытно, что буквально накануне московской проверки главный инициатор этого закона заместитель губернатора Артур Сазонов срочно выехал за рубеж вроде бы для лечения, но до сих пор не вернулся. На вопросы: что за хворь поразила крепкого, румяного 36-летнего человека и где именно он поправляет свое здоровье, в администрации области не отвечают. Сперва ходили слухи, что Артура Юрьевича видели в США, затем - в Германии, и наконец недавно поступила информация об Израиле.
20 августа прошлого года Генпрокуратура предъявила Анатолию Лисицыну обвинение: превышение должностных полномочий путем подписания злосчастного закона, реализация которого, по мнению проверяющих, нанесла бюджету области ущерб в 1,5 миллиарда рублей. С губернатора тут же была взята подписка о невыезде за пределы региона.
Сам Лисицын обвинение не признал, заявив на пресс-конференции, что данный закон перед утверждением прошел согласования и в областной прокуратуре, и в местных органах юстиции, где никаких претензий не вызвал.
Адвокаты губернатора Михаил Кузнецов и Сергей Штин подали в Дзержинский районный суд Ярославля жалобу, в которой просили признать действия работников Генпрокуратуры незаконными, а само дело прекратить. Здесь бумагу не приняли, "перебросив" ее в Кировский районный суд, по месту жительства губернатора. Оттуда жалоба перекочевала уже в областной суд, который 26 октября отказал в ее удовлетворении. Не исключено, что из-за этой волокиты губернатор был госпитализирован с гипертоническим кризом. Тогда адвокаты Лисицына пошли выше - в Басманный суд столицы. 9 декабря тот начал рассмотрение жалобы, но вскоре оставил ее без удовлетворения. Теперь на очереди Московский городской суд.
Генеральная прокуратура все это время тоже не спала - в свою очередь, подала в суд заявление о признании закона "О стимулировании экономического развития области", а также связанных с ним закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности" и губернаторского постановления "О порядке рассмотрения заявлений о предоставлении субвенций юридическим лицам" не соответствующими российскому законодательству. Однако 13 января коллегия Ярославского областного суда под председательством Константина Игнатова не обнаружила в этих документах нарушений. Теперь Генпрокуратура намерена оспорить этот вердикт уже в Верховном суде.
События эти вызвали в Ярославле, ясное дело, громкий широкий резонанс. Часть жителей региона относится к губернатору сочувственно - он, мол, далеко не самый худший в своей роли. Направлены даже по этому поводу письма-ходатайства в сторону Кремля, хотя их авторы должны бы понимать, что воздействие на судебную ветвь никому не показано...
По-иному рассуждает политическая оппозиция губернатору, представленная в основном коммунистами и патриотами. Они явно не прочь ускорить его уход, подбрасывая дров в "антилисицынский" костер. Так, депутат областной Думы Михаил Белов из партии "Родина" еще в сентябре предложил коллегам принять обращение к Генпрокурору и президенту России с просьбой провести проверку областной прокуратуры, управлений внутренних дел и ФСБ. Они-де за период губернаторства Лисицына раскрыли подозрительно мало финансовых преступлений. Возможно, тем же "оппозиционным" ветром надуло в Москву и информацию о ярославских сиротах, половина которых якобы из детских домов продается прямиком за рубеж. Когда осенью на слушаниях в Госдуме об этом сказал, ссылаясь на "неофициальные данные", заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников, - директора областного департамента образования едва удар не хватил, поскольку ни одного такого случая, по его утверждению, пока нет.
На этом фоне растет количество слухов. Одни говорят, что вопрос с Лисицыным уже решен и в регион вот-вот назначат нового главу. Называется даже, к примеру, фамилия генерала Анатолия Котельникова, который в 1997 - 2001 годах возглавлял Ярославское управление ФСБ, а нынче работает заместителем руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Другие, напротив, излучают оптимизм, уверяя, что по всем признакам Лисицын отстоит себя и "досидит" свое время. Именно в таком ключе губернаторская пресс-служба откомментировала визит своего шефа 14 января в президентскую администрацию. Однако дело пока не прекращено. Между тем следователь по особо важным делам Александр Галахов, возглавлявший бригаду проверяющих, получил на днях награду - орден Почета.
А ярославцы в эти дни усилили внимание к телевыпускам новостей, как федеральных, так и местных: не скажут ли чего интересного о судьбе главы области? Брожение умов в полном разгаре.