05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РОБИН ГУД И БИЛЬЯРДИСТ

Рудский Лев
Опубликовано 01:01 29 Января 2005г.
Для многих людей среднего поколения актер Борис ХМЕЛЬНИЦКИЙ так и остался мужественным героем фильмов "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" и "Стрелы Робин Гуда". А начинал он свою актерскую биографию теперь уже в далекие 70-е годы, когда Театр на Таганке делал свои первые шаги.

- Борис Алексеевич, как шла работа над спектаклем "Добрый человек из Сезуана", с которого начинался Театр на Таганке?
- В те годы Юрий Петрович Любимов был педагогом, преподавал актерское мастерство в Щукинском училище. Некоторые утверждают, что он, мол, взял и привел в театр весь свой курс. Но это не совсем так. "Добрый человек..." начинался с небольших сценических этюдов. И когда Любимов решил поставить его как дипломную работу выпускного курса, то он попросил меня и Толю Васильева написать музыку. Мы, кстати, учились на два курса младше тех ребят, что уже уходили на большую сцену.
- Но почему Любимов обратился именно к вам?
- Так я же профессиональный музыкант. В юности окончил Львовское музыкальное училище. У меня были две специальности: баянист и дирижер оркестра народных инструментов. Толик Васильев играл на гитаре, а я на аккордеоне. Получалось неплохо.
- Это правда, что спектакль произвел в Москве фурор?
- Чистая правда. На этого "Доброго человека..." захотела посмотреть вся любящая театр публика. Ведь поначалу он шел только в зале Щукинского училища, который, конечно же, не мог вместить всех желающих. И тогда спектакль вырвался на другие столичные площадки. В то время мы играли на пределе эмоций, смаковали каждый выход, стремились на сцену, словно в последний раз.
- Чем же вам больше всего запомнился тот период жизни?
- Не поверите - толпой людей перед училищем, желающих попасть на спектакль. Сразу после окончания спектакля к нам за кулисы заглянул сам великий Дмитрий Шостакович. Он тепло поздравил актеров. А мне сказал незабываемые слова: "Гениальная музыка, Боречка, гениальная!". Я в тот момент был на седьмом небе от счастья.
- Но почему же спектакль "Герой нашего времени" по Лермонтову, который Любимов поставил сразу после "Доброго человека...", не вызвал у публики таких восторгов и в репертуаре театра продержался не слишком долго?
- Да просто слишком высоко с самого начала была поднята планка. К тому времени в театр пришли Володя Высоцкий, Николай Губенко, Слава Любшин, Нина Шацкая. Актерам нужно было друг к другу "притереться". Однако, что касается меня, именно "Герой нашего времени" стал серьезной вехой в моей жизни. Любимов поверил в меня, предоставив возможность исполнить роль фаталиста.
- Что же это вас так удивило?
- Так я же в то время страшным заикой был...
- А помните, какую первую песню написали?
- Разумеется. "Плачет девочка в автомате".
- Да что вы! А я и не знал, что музыку к этому хиту написали вы.
- То-то, теперь будете знать.
- Говорят, Любимов на репетициях был настоящим тираном и деспотом?
- Не верьте. Так многие думают, но в действительности было все по-другому. Как-то сидим мы в гостях у Андрея Миронова, и он вдруг говорит: "Ребята, так вы же марионетки. Таганка - это режиссерский театр Любимова...". А в театре одна молодежь играла, мы на репетициях шутили, дурачились, импровизировали. И все наши лучшие находки Любимов обязательно вставлял в спектакли. Даже таким великим актерам, каким, безусловно, был Андрюша Миронов, свойственно ошибаться.
- Кажется, Алла Демидова, рассказывала недавно, что актеры Таганки нередко выходили на сцену, будучи слегка выпивши. Вам приходилось играть подшофе?
- Не скрою, было. К примеру, 1 января в двенадцать часов утра шли спектакли "Антимиры" или "Тартюф". Актеры были несколько не в кондиции. Но чтобы так, без особой причины, после стакана выходить на сцену - увольте.
- В середине 80-х Любимов стал невозвращенцем, остался на Западе. И вы одним из первых покинули Таганку. Почему?
- На самом деле я уходил из театра еще тогда, когда Юрий Петрович там работал. Два года снимался в кино, выступал с концертами, но все-таки вернулся. Второй раз я действительно ушел - уже от Эфроса. Смехов, Золотухин, Шаповалов и Филатов ушли тогда в "Современник", а меня Галина Волчек не пригласила, хотя до этого я ей помогал в спектакле "Свой остров". Там звучало много песен Высоцкого, а он тогда как раз в больницу попал.
- Вы часто вспоминаете о Владимире Высоцком...
- Да, я любил и люблю этого человека, актера, поэта, композитора. Сейчас организую и провожу вечера памяти Высоцкого, выступаю с концертами.
- Мало кто знает, что вы были инициатором того, чтобы памятник Владимиру Высоцкому поставили у Петровских ворот. Как это у вас получилось?
- Восемь лет назад я пробился с этой идеей на прием к Юрию Лужкову. Он дал добро. И памятник, в это трудно поверить, поставили за 24 дня! Спасибо работникам Долгопрудненского комбината, которые, приостановив свои заказы, сделали в короткие сроки и постамент, и амфитеатр.
- Что-то давненько не видел я фильмов с вашим участием. Вы случайно не ушли из кинематографа?
- Нет. Куда уж мне уходить. Я сыграл масштабные роли в двух сериалах "Теплые ветры булгар" и "Роксолана". На фестивале "Святая Анна" состоялась премьера картины "Царь-рыба" по роману Астафьева, где у меня также роль. В большом сериале Александра Хвана я, кстати, играю профессионального бильярдиста.
- Ну это и понятно. Вам, наверное, эта роль особенно близка?
- Еще бы! Я многократный чемпион Дома кино по бильярду. Много лет назад участвовал в первом профессиональном чемпионате Москвы. И даже обыграл тогдашнего чемпиона СССР Гурама с сухим счетом 8:0. Видимо, масть у меня в том матче пошла...
- А с коллегами продолжаете играть?
- Случается. Вот недавно пригласили меня в крупный турнир с участием звезд театра, кино и эстрады. После того как я там отличился, Говорухин сказал, что меня больше на подобные мероприятия приглашать не будут. Мол, проще отдать мне сразу первое место, а другим не позориться перед публикой.
- Вы известны еще и как отличный рассказчик анекдотов. Расскажете любимый?
- А надо? Ну ладно, слушайте. Начинающий актер спрашивает у маститого коллеги: "Мне сегодня человека подшофе надо сыграть. Как готовиться?" Тот ему отвечает: "А ты выпей стакан!" После первого действия молодой артист интересуется: "Нy как у меня получается?" Мэтр, скривив лицо, говорит: "Плохо, еще стаканчик тяпни!" В антракте молодой сетует: "В третьем действии мне трезвого человека играть, а я уже пьян в дымину..." Тогда мастер поднимает палец и с пафосом заявляет: "А вот тут, батенька, уже требуется мастерство!"


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников