Не гремят, не свистят, не щелкают

В Центре фотографии имени братьев Люмьер откроется выставка «Время колокольчиков», посвященная ленинградскому року

Завтра в Центре фотографии имени братьев Люмьер откроется выставка «Время колокольчиков», посвященная одному из главных явлений неофициальной советской культуры — ленинградскому року. Корреспондент «Труда» считает, что по верности духу бунтарского музыкального направления эти фотографии превосходят большинство современных рок-концертов.

«Загремим, засвистим, защелкаем, проберет до костей, до кончиков. Эй, братва! Чуете печенками грозный смех русских колокольчиков?» — эти слова из песни Александра Башлачева могли бы стать эпиграфом к фотовыставке, посвященной ленинградскому року. В конце 70-х сырой звук из подполья взорвал эпоху, именуемую застоем: новоиспеченные музыканты-бунтари, никогда не учившиеся классической музыке, рвали гитарные струны и собственные голоса ради свободы, называя это «веселым отпеванием официальной культуры и идеологии». Именно тогда появились группы «Аквариум», «Кино», «Алиса», «ДДТ», «АукцЫон», «Поп-механика»...

Многих, как, например, Сергея Курехина, уже нет в живых, другие рок-лидеры остепенились, так что за живой историей ленинградского рока от подполья до первой всенародной славы теперь самое время обратиться к фотоснимкам. Делали их немногие фотографы: сначала ленинградцы Дмитрий Кондрат и Валентин Барановский, позже — москвичи Сергей Борисов и Игорь Мухин. Они снимали музыкантов в кафе «Сайгон», ставшем неофициальной штаб-квартирой ленинградских рокеров, на репетициях, квартирниках и подпольных концертах, на сцене, домашних попойках, а случалось, делали снимки даже на похоронах.

Но главное, что удалось запечатлеть, — это атмосфера того времени, когда рок был не просто одним из музыкальных стилей, а образом жизни, объединившим богему всех мастей. На квартирные концерты захаживали художники, послушать русских коллег приезжали и зарубежные рокеры: на выставке есть фотография Сергея Курехина с американской певицей Джоанной Стингрей, которая, как известно, потом вышла замуж за гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна. Тогда безудержное веселье сочеталось с надрывом и мыслями о судьбах страны. Сейчас такого уже не найдешь: бывшие бунтари притихли — не гремят, не свистят и не щелкают. По крайней мере не делают это так дерзко, как когда-то.

Дополнит выставку специальный проект «Баланс Белого», в рамках которого дадут свои концерты Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша и группа «Н.О.М.».