Авиадебоширам жестко стелют, да мягко спать

По информации Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, суд приговорил к 200 часам обязательных работ в Новосибирской области Александра Зуйченко, попутчика другого авиадебошира и экс-чиновника Андрея Третьякова.

Это решение суда мы попросили прокомментировать представителей «летающей» профессии, в том числе и командира «Боинга-767».

Напомним, что 15 декаб­ря 2013 года эта пара на борту лайнера «Боинг-737», летевшего из Красноярска в Москву, устроила скандал. В ответ на замечание пассажира Зуйченко распустил руки и даже, как выяснил суд, угрожал убийством. Сам Зуйченко вину признал и теперь должен посвятить месяц своей жизни обществу, отработать его на малопочетных работах. Достаточна ли эта мера, чтобы стать уроком и самому «герою», и его, увы, многочисленным последователям?

Президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил АПТУКОВ, соглашаясь с тем, что подобное поведение буйных пассажиров создает дополнительный стресс для экипажей, тем не менее подчеркивает: вешать ответственность за все происходящее в салоне лайнера на пилотов не стоит. Существует два вида безопасности полетов в мире: первый связан с авиа­техникой и ее эксплуатацией, а второй – с предотвращением актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, то есть хулиганством, захватом судна, имущества, причинением вреда... Как раз вторым направлением и должны заниматься органы МВД и службы безопасности авиакомпаний и аэропортов. Что касается наказания конкретному дебоширу Зуйченко, то судьи, на взгляд Аптукова, просто решили ограничить себя рамками известного по фильму «Кавказская пленница» лозунга: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!». Могли бы дать и больше. В США и в Германии, например, «баловники», слепившие лазерной указкой кабины приземляющихся лайнеров, получили реальные сроки тюрьмы. Суров закон и к тем, кто неподобающим образом ведет себя на борту. У нас же о том, как поступают судьи с «отличившимися» в подобных случаях, не слишком-то известно. Не по той ли причине, что во многих случаях «виновникам торжества» удается замять дело, спустить его на тормозах?

Командир «Боинга-767» авиакомпании «Аэрофлот» Игорь ДЕЛЬДЮЖЕВ оценивает меры, применяемые к авиа­дебоширам, как достаточные только в том случае, если они, во-первых, осознали содеянное, а во-вторых, их действия не имели более серьезных последствий. В любом случае, считает он, важен общественный резонанс. Плюс неизбежный весьма существенный денежный штраф.

«В моей командирской практике подобный случай произошел несколько лет назад в полете по маршруту Москва – Нью-Йорк, – рассказывает Игорь. – Случилась в Шереметьево задержка рейса, и один пассажир первого класса изрядно набрался перед посадкой. Да еще добавил в салоне. В общем, когда самолет взлетел, началось представление: он скакал по салону в чем мать родила, курил, сквернословил, приставал к пассажирам. Тогда еще разрешено было пилотам выходить из кабины, и я лично предупредил «артиста», что высажу его по дороге в промежуточном канадском аэропорту Гандер. И что в таком случае в Америку он как злостный нарушитель авиарежима уже никогда не попадет. Тот на некоторое время затих, но после пролета над Гандером продолжил выступление в том же духе. В аэропорту Нью-Йорка я сдал его местным правоохранителям, но в наручниках он пробыл не более получаса, поскольку полиция его передала представителю «Аэрофлота»... Словом, последствий для него никаких не было: представитель нашей авиакомпании заявил, что «Аэрофлот» к нему претензий не имеет, хотя в компьютер его личность все же внесли. Не приняли по отношению к нему мер и в ЛОВД Шереметьево, отказав экипажу в требовании возбудить против буяна уголовное дело. И о каком уроке для дебошира тут можно говорить? В другой раз, вспоминает Дельдюжев, во время рейса в одну из азиатских стран ему удалось, не покидая кабины, по радио усмирить дебошира угрозой высадить его в Афганистане или Пакистане, где к подобным выходкам относятся куда серьезнее, чем у нас.

А вообще, считает пилот, все должно начинаться еще на посадке. Пора, принимая во внимание участившиеся в последнее время случаи дебоширства на бортах, и у нас ввести порядок, заведенный, например, в аэропорту Тель-Авива. Здесь каждый пассажир еще на регистрации проходит серьезнейшую проверку местными секьюрити, позволяющую выявить личность дебошира еще перед полетом.