С историей шутки плоски

Обзор книг о давно минувших временах

Писать про давно минувшее и быть при этом объективным — задача трудновыполнимая. Собственно, никто этого и не требует. Выражайте свое «я» на фоне драматических событий, только, пожалуйста, не выбегайте очень уж далеко за пределы, очерченные матерью-историей. Но даже такое простое правило порой становится невыполнимым...

Ольга Елисеева «Григорий Потемкин»

Переизданию этого жизнеописания светлейшего князя наверняка поспособствовали крымские события. Как на всякий случай напоминает автор, «Россия вернула земли, которые присоединил, населил и обустроил Потемкин». Цель же книги — развеять мифы о Потемкине как о баловне судьбы, авантюристе, казнокраде и временщике, обязанным карьерными взлетами ни уму и трудам, а альковным подвигам, оцененным самой императрицей. Принадлежа к старинному дворянскому семейству, он получил княжеский титул в 36 лет. Переживал и опалу. Это был блистательный, исполинского размаха дипломат, которому мы обязаны созданием Черноморского флота, Чесменской победой и освоением Северного Причерноморья.

Автор отделяет мифы от реальности. Например, доказывает, что знаменитые «потемкинские деревни» связаны не столько с показухой, сколько с театрализованными феериями, к которым неуемный Григорий Александрович имел склонность... Павел I хотел вычеркнуть его имя из истории, большевики разрушили памятник Потемкину в Херсоне. Но славу, воспетую Державиным, Пушкиным, Белинским топором не вырубишь.

«Очерки русской культуры. Конец XIX — начало XX века. Т.3»

Серия коллективных монографий, подготовленных сотрудниками МГУ, РГГУ и других академических институций, издается с 1998 года. Вышло уже 6 томов о ХIХ веке и два — посвященных рубежу веков. В нынешнем, финальном томе речь о литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве Серебряного века, включая художественную жизнь эмиграции. Казалось бы, а при чем здесь обычный читатель? Вы не правы. Внятное, без наукообразных выкладок издание вправе рассчитывать на широкую аудиторию. Во всех статьях присутствует авторская интонация. А в целом это повествование о сломе времен и традиций.

Революционные изменения претерпел балет. Автор главы, поясняющей истоки авангарда, отделяет скандал от сути этого течения. В разделе «Отцы» и «дети» русской литературы" дана картина того, как декаденты вытесняли реалистов, и на смену Михайловскому спешили Дмитрий Мережковский и Леонид Андреев. Сквозная мысль: искусство оживляется на крутых поворотах истории. Но понимание этого всегда приходит с опозданием.

Елена Чижова «Китаист»

Букеровский лауреат невольно посвятила свою антиутопию борцам с фальсификацией истории. Читатель сразу оглушен: в Сталинградской битве советские войска оказались во вражеском кольце. Сталин, разоблаченный как предатель и агент западных разведок, сгинул в 1946-м. Великую Отечественную проиграл генералиссимус Берия, в результате чего полстраны с Москвой и Питером отошли к Германии, а остатки СССР после соглашения о перемирии 1956 года переместились за Уральский хребет... Построен-ное на абсолютно абсурдных фантазиях действие начинается в марте 1984-го. Из Ленинграда в Петербург едет главный герой Алексей Руско, завербованный Советами, чтобы внедриться в тамошние спецслужбы. В ленинском Мавзолее он видит Гитлера, а на кремлевских башнях вместо звезд сияет свастика... Мысль, конечно не нова: между сталинизмом и фашизмом разницы нет. Но те же Войнович с Сорокиным обыгрывали ее куда интереснее. А здесь не имеющий к истории и здравому смыслу театр абсурда. Впрочем, и у него зрители найдутся.