КУЗБАССКИЕ "УНИВЕРСИТЕТЫ" АМАНА ТУЛЕЕВА

- Аман Гумирович, сейчас параллельно со стартом кампании по выборам президента РФ (а вы один из

- Аман Гумирович, сейчас параллельно со стартом кампании по выборам президента РФ (а вы один из кандидатов) развернулся и очередной передел собственности в стране. Интересы рабочих, как показывают события, нередко абсолютно не учитываются теми, кто дирижирует этой, увы, не такой уж и бескровной революцией в экономике. Вы два года стояли у руля Кемеровской области. Чему научили лично вас, как политика и хозяйственника, кузбасские "университеты"?
- Когда живешь в таком регионе, как Кузбасс, то поневоле берут верх не политические схемы, а конкретные дела, людские судьбы. Потому и как мог препятствовал банкротству, распродаже с молотка, например, Кузнецкого металлургического комбината, заручившись поддержкой всего Новокузнецка. А не воевал бы, половина коллектива КМК оказались бы в скором времени на улице. В Кузбассе - 50 тысяч безработных шахтеров. Добавь к ним 15 тысяч металлургов и - социальный взрыв неизбежен. А это и "рельсовые войны", парализующие экономику, и забастовки, и рост преступности. Я уж не говорю о голодных глазах детей в семьях, где кормилец лишился работы.
Управляющий комбинатом МИКОМ, конечно, - группа мощная. Там рассчитывали, видимо, что мы пойдем на них с ОМОНом, подстрекали рабочих к неповиновению. А мы просто сменили руководство КМК. В соответствии с буквой закона. С тех пор прошло два месяца. На комбинате на 11 процентов выросла зарплата. Втрое больше стало поступать средств в бюджет Новокузнецка, почти настолько же увеличились поступления и в бюджет областной. А сейчас ведем с МИКОМом тяжбу за алюминиевый завод, который наши оппоненты зарегистрировали в городе Дмитрове Московской области. Речь ведь идет о предприятии, которое находится в Кузбассе, выбрасывает здесь десятки тонн фтористого водорода в атмосферу. Это у нас отмечается рост онкозаболеваний, у нас, в связи с тяжелейшей экологической обстановкой, продолжительность жизни людей на 15 лет меньше, чем на европейской территории страны, а 70 процентов налогов, видите ли, уходят теперь в столичную область. Безотносительно грядущих выборов главы государства скажу одно: как пока еще действующий губернатор рад любому инвестору, лишь бы он был добросовестным собственником. Полагаю, такой же критерий по отношению как к крупным, так и к мелким собственникам должен быть и в государстве в целом. Иначе ему не выжить.
- Что касается государства, согласитесь: если не все, то очень многое зависит от государственных мужей, федеральной власти, от решимости руководства вывести страну из тупика.
- С этим не поспоришь, но до недавнего времени стоял вопрос: а есть ли у нас вообще власть федеральная ? Уж слишком часто происходила смена правительства. Не мудрено, что в Белом доме в Москве не знали, за что в первую очередь хвататься. Тем более что проблем - бесчисленное множество, и за все сразу не ухватишься. Но пройдут президентские выборы, и хочешь - не хочешь, а приоритеты выбрать придется. На мой взгляд, ими должны быть угольная и газовая отрасли, энергетика, оборонка, машиностроение, транспорт. Приоритеты стержневые, от которых зависит в будущем и процветание державы, и ее безопасность. Вот, например, углем можно и надо отапливать треть страны. По меньше мере наивны те, кто полагает, что ямальского газа нам хватит на века. Тогда как запасов "черного золота" на некоторых месторождениях (заявляю абсолютно авторитетно) на полтора века хватит. Поднимем на ноги угольную отрасль - не будут мерзнуть наши города.
- В одном из своих интервью вы как-то сказали, что на всех этажах власти, в том числе в центре, должны быть толковые люди. Где их столько толковых взять? Если же учесть, что страну пронизывает невидимая, но ощутимая сеть баррикад (общество разделилось на красных, белых, зеленых), то проблема кадров становится едва ли не самой большой и трудной.
- А какая разница, какие политические взгляды исповедует человек? Лишь бы он обладал опытом, компетенцией, знал дело и хотел в нем преуспеть. И президент, и правительство должны быть сильными, крепкими. Иначе не будет дисциплины и порядка. Иначе по-прежнему будет процветать коррупция. Не искоренив ее, мы никогда не вытащим страну из "трясины". Говорю это, опираясь опять же на собственный опыт. Убрали мы в Кемерове мафию с сельского рынка - народ получил доступ к дешевым продуктам. Придали статус губернских предприятий аптекам - сразу же ветераны войны и труда стали обеспечиваться бесплатными лекарствами. Обещаниями народ не накормишь. Можно распинаться в любви к нему, но он все равно не поймет, что это за любовь такая, если у стариков нет вовремя пенсий, а у врачей и учителей - зарплат. А чтобы для этого были деньги, надо дать отлуп бандитам, ворью, которые норовят всех и вся обложить данью.
- Аман Гумирович, вы говорили как-то, что человек должен работать там, где ему больше всего нравится, где он видит результаты своего труда. Вы ведь вернулись в Кемеровскую область из Москвы, променяв вполне уютное кресло министра по сотрудничеству с государствами СНГ на нелегкий пост губернатора едва ли не самого трудного российского региона. Что движет вами сейчас, почему решили побороться за пост президента РФ?
- Мною движут отнюдь не амбиции. У меня их нет. А вот боль за державу есть. Я не согласен с тем, как сейчас живет наше общество, поделенное на нищих и супербогатых. А значит, не согласен с экономическим курсом государства, с тем, как оно до сего времени работало с регионами, с его налоговой политикой. Из-за непродуманной новой шкалы подоходных налогов только одна Кемеровская область потеряла за истекший год 650 миллионов рублей. А они бы так пригодились - в первую очередь для решения жилищной проблемы угольщиков, химиков, металлургов.
Как профессиональный политик, я научился слушать народ. Слушать и слышать. Россия - это ведь не министерства и ведомства, не только Москва с Питером. Это еще и необъятная провинция, земля, люди, которых, увы, некоторые доморощенные "реформаторы" в упор не видят. Критикуя такую "куриную слепоту", отдаю себе отчет в том, что критиковать - мало. Чтобы принимать верные решения, влиять на ход реформ, надо, видимо, обладать реальной властью. Такой, какой я обладал в Кузбассе последние два года. Когда меня выбрали губернатором, угольная, да и другие отрасли были на последнем издыхании, а теперь мы наращиваем добычу угля, закладываем новые шахты. Вот конкретный результат. Мне не стыдно смотреть в глаза своим избирателям. И не стыдно в президентских выборах участвовать, потому что за плечами десятилетний опыт практического служения людям, стране. Как лидер шахтерского края, являюсь ходатаем во все высокие инстанции, отстаиваю интересы всей угольной России - и родного Кузбасса, и Инты, и Воркуты, и Тулы.
- А теперь, кажется, и Гудермес вам не чужой?
- Не забуду никогда, как мы провожали в Чечню Юргинский дивизион. Глянул я на строй - и обомлел: ребята голые, босые. Продукты питания, пять тысяч пар сапог были приобретены для дивизиона на средства из областного бюджета. Администрация Кемеровской области взяла шефство над чеченским городом Гудермес. Сегодня он для нас подшефный, как знать, может быть, завтра станет городом-побратимом Новокузнецка. Из Сибири в Чечню идут составы с углем, теплой одеждой, палатками. И так будет вплоть до полной нормализации жизни в этом регионе. Я - за адресную помощь населению северо-кавказских республик.
- Аман Гумирович, некоторые СМИ пишут, что, поскольку ваш рейтинг как кандидата в президенты невелик, вы, видимо, подарите одному из лидеров голоса своих избирателей.
- Пусть пишут. Я иду на выборы самостоятельно. И никому "сбрасывать" избирательские голоса не намерен.
- На недавних выборах в Госдуму вы поддерживали два блока - "За победу" и "Единство". Но ведь вашими основными конкурентами на президентских выборах будут Владимир Путин, за которого ратует "Единство", и Геннадий Зюганов.
- Ну и что? Во-первых, не надо путать мое отношение к КПРФ и "Единству" с моим отношением к Зюганову и Путину. Не скрываю, что мне близки некоторые идеалы сторонников первого блока и устремленность на практические дела - второго. Но на президентских выборах народ будет голосовать не за партию или движение, а за конкретную личность, конкретного человека. На повестке дня стоит совсем другой вопрос - кто из претендентов на высший пост в государстве способен управлять Россией наиболее эффективно. Честно скажу, Путин, как человек дела, мне по душе. Он, кстати, уже здорово помог нам в борьбе с коррупцией в Кузбассе, у него острый ум, он решителен и компетентен. Недостает разве что знания региональных проблем. Зюганов много лет был моим товарищем. Но, увы, я не вижу в нем того человека, который должен возглавить государство. На деле он далек от народа. И я это вижу лучше, чем многие другие, хотя в КПРФ не состою. Придерживаюсь принципиально той точки зрения, что губернатор не имеет права быть ни в одной партии.
- Выходит, с КПРФ вы разошлись как в море корабли?
- Не о партии речь. У меня не сложились отношения с ее верхушкой, с окружением Геннадия Андреевича. Я, например, не понимаю, для чего в Госдуму "на халяву" по партийным спискам надо было тащить первых секретарей региональных организаций КПРФ? Не понимаю, как можно выступать за депутатскую неприкосновенность, льготы для народных избранников. Ведь эти люди уже взяли все, что могли. У них и приличная зарплата (к слову, выше, чем у шахтеров), и дачи, и квартиры, и машины... А что они, собственно, для народа сделали? Ничего! И это при том, что в прошлом составе Думы их было явное большинство. Но и оно, и "красные" губернаторы все последние годы предпочитали конкретной работе на благо общества, лишь голую критику исполнительной власти. Чего уж проще - вечно быть в оппозиции и критиковать! А ты потрудись - тогда увидим, на что ты годен сам. Это не касается рядовых коммунистов. Многих из них лично знаю и уважаю. Отказываю в уважении и доверии - номенклатуре.
- Вернемся, однако, к президентским выборам. Чем ваша программа отличается от программ основных претендентов на пост руководителя России?
- Насколько я знаю, Владимир Путин во главу угла своей предвыборной программы ставит принцип "сильного государства". Я тоже - за сильное. Но вдобавок еще и такое, которое не насилует народ, не выкачивает у него все, вплоть до последней копейки. Я - за государство, которое лимитирует затраты на содержание бюрократического аппарата, жестко пресекает чиновничий произвол. Но в отличие от Геннадия Зюганова сторонюсь пустых лозунгов и призывов. И без них ясно - пора браться за экономику, реанимировать ее, создавать перспективные производства, новые рабочие места, вкладывать средства в образование, здравоохранение, культуру. Для того и предлагаю укрупнить российские регионы, чтобы появился реальный шанс улучшить управляемость страной и, что немаловажно, начать жить по средствам. Зачем в соседних областях множить родственные предприятия, зачем в каждом областном центре строить международные аэропорты, надо ли отдельной территории стремиться к полному самообеспечению теми же продуктами питания, не считаясь с затратами? Формирование крупных экономических регионов помогло бы и развитию экономики, и упрочению целостности государства. Ведь подлинная целостность его обеспечивается не пунктирами на карте, а крепкими народнохозяйственными связями. Говорю это, опираясь на практический опыт. В отличие от большинства моих конкурентов я этот опыт имею, мне не надо зубрить азы государственного управления. Кузбасские "университеты" дорогого стоят.
- Предположим, народ изберет вас президентом. Из кого будете формировать свою команду?
- А надо ли в правительство тащить свою команду? Министерские посты уже занимают конкретные люди. Менять их на других следует лишь в том случае, если они не справляются с работой. Или... путают собственный карман с государственным. А толковые, грамотные специалисты не только в столице имеются. Я не против "свежей крови" из регионов. Более того, постоянно тасовать одну и ту же министерскую колоду считаю занятием не только пустым, но даже вредным.