Главным событием международного кинофестиваля «Дух огня» стал приезд в Ханты-Мансийск знаменитой французской актрисы Фанни Ардан. За два дня пребывания в этом сибирском городе обаятельная и элегантная кинодива, которая в 62 года выглядит максимум на 35 лет, успела представить свой режиссерский дебют «Прах и кровь», отведать строганины с водочкой, покататься на снегоходе, поудить рыбу в Иртыше: И ответить на вопросы обозревателя «Труда».

— Мадемуазель Ардан, вы всемирно знаменитая актриса, которую очень любят в России. Но не все знают, что по первому образованию вы политолог. Эти многомудрые познания вам пригодились в жизни?

— Если бы я была, допустим, пианисткой и вы бы меня спросили, зачем вы научились играть еще и на скрипке, я бы вам ответила, что вообще-то я училась музыке. Так и в актерском деле: никакой жизненный опыт не бывает лишним. Когда я штудировала политологию, я осознала, как широк, глубок и многогранен мир. И эти познания мне пригодились в моих актерских и режиссерских поисках.

— Известно, что вас открыл режиссер Франсуа Трюффо в фильме «Соседка». Вы стали его любимой актрисой и музой. Что в нем было такого, чего не было в других режиссерах?

— Самая главная его черта — это страсть, которую он вкладывал во все, что делал. Он страстно любил чужое кино и столь же страстно любил снимать свои собственные фильмы. Но вместе со страстью, энергией, напором, которые я потом неизменно искала у других режиссеров, в нем жила еще и наивность ребенка. Он подчас был похож на шаловливого подростка, который носится на переменке по школьным коридорам. Схожая атмосфера царила у него на съемочной площадке. Снимая фильм «Веселенькое воскресенье», Трюффо не уставал повторять: «Вы не должны глубоко задумываться над тем, что делаете. Играйте легко — так, как будто вам предстоит выпить бокал шампанского».

— На съемочной площадке вы встречались со многими знаменитыми актерами. Среди них, например, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Джереми Айронс, Жан-Луи Трентиньтян: Можете назвать любимого партнера?

— Я сейчас вас удивлю, но я никогда не любила получать награды и призы. Поэтому сейчас мне сложно выдать приз актеру, которого я люблю больше, чем других.

— Я думал, что вы назовете Депардье, с которым снялись в своем первом фильме — «Соседка».

— Дело в том, что Депардье — не актер.

— А кто же он?

— Он (после паузы) — Депардье.

— Тогда расскажите немного о работе над новым фильмом «Распутин», в котором вы опять встретились с «не актером» Депардье.

— Это были самые потрясающие съемки в моей жизни. 70 процентов группы составляли русские. И была небольшая команда французов. На съемках этого фильма я еще раз убедилась, что кино — абсолютно интернациональное искусство. Мы все понимали друг друга с полуслова. Это относилось и к тем сценам, в которых я снималась вместе с Жераром Депардье и Владимиром Машковым. Времени на репетиции не хватало, и это было какое-то сумасшествие легкости и импровизации.

Мне повезло: у меня выпало несколько дней, во время которых я не должна была сниматься. И я побывала во всех питерских храмах и музеях, которые мне встречались по пути, да и просто часами бродила по улицам. В один из дней Машков пригнал в Питер целую банду своих друзей. Они сочиняли стихи, музицировали, пели песни, дурачились. Это было прелестно. Но и обыденная жизнь простых людей казалась мне исполненной поэзии.

— Скажите, наряд императрицы, которую вы играете в этом фильме, пришелся вам впору?

— Самое интересное, что все платья, которые я носила в картине, были найдены в Париже. Их в свое время привезли во Францию именитые русские эмигранты. И вот благодаря фильму эти платья вернулись на родину. Когда я надевала эти старинные хрупкие ткани, у меня рождались сентиментальные чувства по отношению к кино. Я, француженка, парижанка до кончиков ногтей, благодаря магии кино почувствовала себя русской императрицей.

— Насколько знаю, у вас особые отношения с русской литературой, культурой.

— Да, еще в юности я полюбила книги Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого, Достоевского: Роман «Идиот» — одно из самых любимых моих произведений в мировой литературе, я его перечитываю каждые десять лет. В свое время мечтала сыграть Настасью Филипповну, но эта мечта так, увы, и не осуществилась.

Есть у меня еще одна мечта — вполне, как мне кажется, реальная. Мне бы хотелось пройтись по улицам Парижа, читая за кадром «Евгения Онегина» Пушкина. Слава богу, есть прекрасный перевод этого литературного шедевра на французский язык. Думаю, такой проект имел бы успех: это произведение, наполненное размышлениями о жизни, обществе, любви, и притом написанное музыкальным слогом, — абсолютное совершенство, доступное всем и каждому.

— А за современной русской культурой успеваете следить?

— Я знакома с ней меньше, чем с русской классикой. Но читала некоторые книги Людмилы Улицкой, смотрела фильмы «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Вор» Павла Чухрая, «Такси-блюз» и «Олигарх» Павла Лунгина, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа:

Настоящее искусство всегда имеет свой язык, свой код, и когда вы читаете хорошую русскую книгу или смотрите хороший русский фильм, то кажется, что к вам в душу попала сразу целая страна. Поэтому, будь я президентом или высокопоставленным депутатом парламента, я бы выделяла на культурные связи, культурный диалог больше денег, чем на оборону. Знать культуру чужой страны — это лучший способ никогда не стать врагами. Вот видите, во мне уже заговорил политолог.

— Или кинорежиссер: Скажите, почему вы, знаменитая актриса, согласились несколько лет назад выступить в качестве режиссера-дебютанта?

— Нет разумных причин, почему я решила стать режиссером и поставить фильм «Прах и кровь». Но однажды мне захотелось рассказать сюжет, который пришел мне в голову. Эту историю я видела покадрово — как готовый фильм. Осталось его только снять. Что я и сделала. На съемках этого фильма я поняла, что актрисы находятся в привилегированном положении. Когда вас снимают, все о вас заботятся. А у режиссера огромное количество забот и проблем, в том числе и финансовых. Когда я снимала свой фильм — а это происходило в горах Трансильвании, — денег катастрофически не хватало. Но нам помогли боги. В тот год совсем не было снега, а листья с деревьев долго не опадали — именно это нам и нужно было по сценарию. В любом случае этот опыт мне пригодился и полюбился. Жизнь коротка, и нужно постараться испробовать как можно больше разного.

— Простите за возможную бестактность, но не распространяется ли это и на вашу личную жизнь? Вы как-то заявили: «Не стоит связывать себя браком, если не хочешь разрушить чувства». Родив трех дочерей от трех разных мужчин, вы настаиваете на этом принципе и сегодня?

— Я часто говорю глупости, а журналисты их зачем-то печатают. А я потом удивляюсь своим собственным неосторожным фразам. Но я действительно сохранила в себе чувство, что если люди женятся, то делают это навсегда. А если вы не уверены, что это на всю жизнь, то, может, лучше не жениться?

— И напоследок. Скажите, в какой из ролей вы наиболее полно выразили себя?

— Думаю, это все-таки в фильме «Соседка». Устами своей героини я в этом фильме произносила те слова, которые часто говорю в жизни. Потому что всегда искренне думала и думаю, что от любви можно умереть.