Самым громким событием понедельника, 29 февраля в России стало убийство в Москве четырехлетней девочки, которая, как выяснили правоохранители, была обезглавлена собственной няней. В совершении убийства подозревается гражданка Узбекистана Гюльчехра Бобокулова. Сама женщина призналась в совершении преступления и успела дать частичные объяснения своему поступку.
«Ходила спокойненько и показывала эту жуть»
Первыми с утра 29 февраля в СМИ появились сообщения о пожаре в квартире одного из домов на улице Народного Ополчения, на северо-западе Москвы. По данным столичного главка МЧС, возгорание случилось на пятом этаже жилой десятиэтажки; горели личные вещи жильцов и мебель на общей площади в 20 квадратных метров. Прибывшие по вызову пожарные быстро ликвидировали пламя, обнаружив при этом страшную находку – обезглавленное тело ребенка трех-четырех лет. При обследовании жилища голова так и не нашлась.
По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ – «Убийство малолетнего». Вскоре в прессу и соцсети стали просачиваться сообщения о странной женщине в хиджабе, прохаживающейся по улице у станции метро «Октябрьское поле».
Гражданка была одета во все черное, а в руке держала предмет, похожий на отрезанную детскую голову.
«Я как вспомню, мне страшно. То ли она пьяная была, то ли еще под чем-то. Ходила так спокойненько, показывала эту жуть и кричала время от времени», - рассказала позднее журналистам одна из очевидцев произошедшего, продавщица газет у метро «Октябрьское поле».
Голову, по сообщениям горожан, женщина принесла с собой в пакете. Время от времени она била себя в грудь, угрожала взорвать себя и кричала «Аллаху акбар».
Ребенок-инвалид и его убийца
К месту происшествия начала стягиваться полиция. Один из стражей порядка подошел к гражданке и попросил ее предъявить документы; та, однако, отреагировала неадекватно и, вновь достав из пакета голову, начала размахивать ею.
Несмотря на опасения, что женщина действительно может иметь при себе взрывное устройство, правоохранители решили осуществить задержание. Один из бойцов патрульно-постовой службы схватил ее за свободную руку и повалил на землю; затем подбежали другие полицейские, которые ему помогли.
Задержанной оказалась 38-летняя гражданка Узбекистана Гюльчехра Бобокулова. Бомбы при ней не нашлось, но на руках правоохранители обнаружили следы взрывчатки. Также в СМИ появлялась информация, что мигрантка находилась в состоянии наркотического опьянения.
Выяснилось, что приезжая из Средней Азии была няней убитого ребенка. Четырехлетняя воспитанница Гюльчехры, Настя, имела серьезные проблемы со здоровьем: из-за ошибки врачей она сильно пострадала при родах и получила поражение центральной нервной системы. Медики прогнозировали, что девочка на всю жизнь останется инвалидом и не сможет ходить. Однако семья Насти, которая, по свидетельству соседей, была достаточно обеспеченной, не хотела мириться с такими прогнозами: родители возили девочку на реабилитацию в Китай и собирали средства на операцию в Германии.
Супружеская измена как толчок к убийству
Няней у Насти Бобокулова проработала больше года. Все это время, как рассказали соседи пострадавшей семьи, женщина носила традиционную мусульманскую одежду. На своих нанимателей она долгое время производила благоприятное впечатление, поскольку подходила к работе очень ответственно. Однако со временем ее поведение начало меняться. Причиной оказались конфликты в семье самой Бобокуловой.
Как призналась женщина, на убийство малышки ее толкнула измена мужа. Своим поступком, по словам Гюльчехры, она хотела бросить вызов обществу. Каким образом больной ребенок оказался связан с поведением ее мужа, Бобокулова объяснить не смогла.
В день совершения преступления, как полагают следователи, няня-убийца дождалась, когда родители со старшей дочерью уйдут из дома, а затем убила спящую Настю, отрезала голову, положила ее в пакет, облила место происшествия горючей жидкостью и подожгла, а сама сбежала.
Пока Бобокулова задержана на 48 часов. Представители Следственного комитета Москвы уже сообщили, что будут ходатайствовать о проведении судебно-психиатрической экспертизы, чтобы установить, могла ли женщина отдавать отчет своим действиям.
Справка из психдиспансера как гарантия от неадекватных нянь
Громкое преступление вызвало большое количество комментариев, в том числе и от представителей законодательной и исполнительной власти РФ, депутатов Госдумы, сенаторов, уполномоченного по правам ребенка. Так, зампредседателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина назвала убийство малышки шоком, необъяснимой и страшной трагедией. «Если няня была нанята через агентство, возникает вопрос о том, что подобные агентства должны быть под постоянным жестким контролем», - подчеркнула она.
С этой позицией согласился и первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев: он обратился к Федеральной миграционной службе (ФМС) с просьбой проверить агентства по подбору персонала для работы с детьми на предмет соблюдения законодательства по трудоустройству мигрантов. «После зверского убийства ребенка в Москве 38-летней гражданкой одного из государств Средней Азии необходимо проверить все агентства по подбору персонала, устраивающих мигрантов на работу с детьми в российские семьи», - заявил он. Соответствующую информацию ведомство должно предоставить до 15 марта.
Между тем уже сейчас в столичном управлении ФМС рассказали, что Гюльчехра Бобокулова находилась на территории России законно. «Она приехала в конце января, встала на миграционный учет на юго-востоке Москвы, - сообщили в ведомстве. – Патента на работу она не оформляла. Работала она на северо-западе столицы».
Уполномоченный по правам детей при президенте РФ Павел Астахов комментируя трагическое происшествие в твиттере, посоветовал семьям, нанимающим нянь для своих детей, проверять их психическое состояние и, возможно, требовать справку от психиатра и нарколога. С аналогичным советом выступил и врач-психотерапевт Константин Ольховой: по его словам, справка из психоневрологического диспансера «не даст стопроцентных гарантий, но может максимально обезопасить от возможного неадекватного поведения со стороны нянь».