08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИРПИЧ КАК СИМВОЛ "ДЕПРЕССИИ"

Вартанов Анри
Статья «КИРПИЧ КАК СИМВОЛ "ДЕПРЕССИИ"»
из номера 058 за 29 Марта 2001г.
Опубликовано 01:01 29 Марта 2001г.
В минувшее воскресенье на канале НТВ состоялась премьера документального цикла Александра Тихомирова "Лица кавказской национальности". Первая серия посвящена Дагестану. Судя по замыслу, в каждой из частей автор будет рассказывать об одной из кавказских республик, знакомить зрителей с замечательными, самобытными людьми, населяющими этот горный край. Постарается победить живущие у кое-кого (и это не единицы) из нас предрассудки, родившиеся в последние годы.

Цикл еще только начат, всерьез судить о нем можно будет лишь после выхода в эфир остальных серий. Сегодня же могу только порадоваться новой встрече с Тихомировым - после нескольких лет его вынужденного молчания. И сделать одно замечание по поводу увиденного: автор, взявшись за актуальную и острую тему, предпочел явно "оборонительную" позицию. Стал доказывать, что среди кавказцев есть немало людей, достойных уважения и даже восхищения. Такими аргументами, мне кажется, закоренелых "кавказоненавистников" не проймешь: все увиденное они воспримут как исключение, которое, как известно, лишь подтверждает правило.
Вообще я заметил, что в последнее время телевизионная публицистика переживает явный кризис. Во-первых, кадровый: многие публицисты по разным причинам отошли от творчества. Во-вторых, программный: каналы задвигают проблемные передачи на самое неудобное для просмотра время. И, в-третьих, концептуальный: публицисты, будто опасаясь делать обобщения, все больше занимаются обсасыванием отдельных фактов и фактиков - тех, что с легкостью воспринимаются как частности, недостойные серьезного общественного внимания.
Впрочем, если строго судить о нынешней телепублицистике, то нетрудно обнаружить, что и в отборе фактов она не всегда безупречна. Многие значительные пласты нашей жизни на долгое время выпадают из внимания тележурналистов. Последние нередко идут по пути наименьшего сопротивления, снова и снова показывая то, что лежит на поверхности.
Вот свежий пример из последнего выпуска "Национального интереса" (ТВЦ). При обсуждении проблем, сопутствующих взаимоотношениям центра и регионов, один из гостей-думцев мимоходом сообщил, что, оказывается, Новгородская область по размерам привлеченных инвестиций в расчете на душу населения далеко обогнала не только все остальные регионы, но и многие страны Европы. И посетовал на то, что ТВ безразлично к этому факту, ему гораздо интереснее вновь и вновь рассказывать, скажем, о Тульской области и ее златоусте-губернаторе. Как же, ведь Василий Стародубцев еще со времен ГКЧП стал "звездой" эфира, его показывают постоянно - по поводу и без повода...
Еще один пример из воскресной передачи "Слушается дело" (ТВЦ), где были нарушены все законы жанра: ответчица с жаром поддерживала требования истицы, адвокаты сторон выступали в унисон друг другу, а председательствующий на суде, забыв о своей функции, заделался вдруг заправским публицистом. И все потому, что речь в программе шла о судьбе тысяч лимитчиков, которые по 15-20 лет вкалывали на самых непрестижных работах в столице, а в результате оказались на положении бомжей. Авторы ток-шоу вынуждены были заняться тем, что входит в обязанности их коллег-журналистов: напомнить обществу о его долге по отношению к этим обманутым людям.
Журналисты же, кажется, в последнее время чураются "грязной" работы. Видимо, им надоело кропотливо собирать факты, продираться сквозь чиновничье сопротивление, проводить сложный анализ всех открывшихся или скрытых обстоятельств. Гораздо проще (и привлекательнее) стало исследовать не столько окружающую жизнь, сколько себя, любимых. Новый тип журналистики, когда зрителям предлагаются прихотливые "автопортреты", подобно странной эпидемии, проник на разные каналы. К "Однако" Михаила Леонтьева на ОРТ и "Деликатесам" Светланы Конеген на ТВЦ не так давно на НТВ добавилась "Депрессия" Сергея Мостовщикова.
В подзаголовке этой передачи значится: "Психоанализ прессы за неделю". Претенциозному названию соответствует и антураж студии, где снимается программа: бесконечно длинный стол, за которым на одном конце сидит маленький ведущий, а на другом в зловещем одиночестве лежит... кирпич. Видимо, как символ той "терапии", которой пытается подвергнуть автор "пациентов" - российские издания (или фрейдистски самоутвердиться?). Впрочем, у автора на их счет есть самоопределение - он называет свою передачу... ветеринарной. И вполне в духе времени не церемонится с "дикими существами" - журналистами, пытаясь как бы встать "над ними".
В последнем выпуске Мостовщиков странным образом свалил в одну кучу четыре крупнейшие газеты страны, главным редакторам которых Владимир Путин на днях дал интервью, и далекие от серьезной журналистики "мужские журналы", в коих, по разочарованному замечанию автора, "обнаженки" в последнее время стало меньше, чем прежде. Понятно, что при таком "параллельном монтаже" разговор о президентском интервью в телевизионном "психоанализе" обрел почти скабрезное звучание.
Символом упадка телепублицистики стал для меня и тот эпизод в последнем "Гласе народа", где министр Евгений Адамов, защищавший ввоз ядерных отходов в нашу страну, решил перейти в контрнаступление. Касаясь катастрофы на АЭС в Чернобыле, он вдруг заявил, что беда эта была раздута журналистами, что там погибло всего (?) 28 человек сразу и еще несколько десятков человек позже.
Я слушал и ждал, что кто-то из публицистов, находящихся в студии, поднимет голос - хотя бы ради тысяч жертв чернобыльской трагедии и "ликвидаторов", потерявших там здоровье. Тем более что через месяц весь мир (уверен - не мы одни!) будет отмечать пятнадцатую годовщину этого страшного события.
Не дождался.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников