БУДНИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРОКУРАТУРЫ

На прошлой неделе генеральный прокурор России Владимир Устинов во время своей поездки в Чечню лично вручил медаль "За отвагу" следователю прокуратуры Грозненского района Умару Магомадову. Это был первый случай за всю историю "чеченской кампании", когда награды удостоился сотрудник прокуратуры Чечни.

Грозненский район, где работает 34-летний следователь Магомадов, считается одним из самых опасных и криминогенных на территории республики. Умар попросился сюда служить сам (до этого он работал в прокуратуре более "тихого" Наурского района). Рабочие будни Умара мало похожи на мирные: за последние месяцы боевики совершили четыре нападения на его прокуратуру. Были попытки нападения и на квартиру, где Умар живет со своей семьей: женой и двумя маленькими детьми.
В результате последнего покушения ему чудом удалось остаться в живых. Утром 27 октября Магомадов по распоряжению и. о. прокурора Чечни отправился на своих "Жигулях" в служебную командировку в село Старые Атаги для расследования массовых убийств местных жителей, совершенных боевиками в сентябре прошлого года. Уже на обратном пути машина, в которой, кроме Умара, находились еще двое сотрудников расквартированного в Старых Атагах петербургского ОМОНа, попала в засаду. На окраине села по "Жигулям" был открыт шквальный огонь из автоматов. Попутчиков Умара сразу же тяжело ранило. Несмотря на то, что ураганный огонь по машине не прекращался ни на мгновение, Магомадову удалось вырваться из-под обстрела и добраться до места дислокации ОМОНа.
К сожалению, один из раненых омоновцев вскоре скончался в госпитале. Однако благодаря Умару удалось не только сохранить жизнь второго омоновца, но и не допустить попадания в руки бандитов документов, доказывающих причастность чеченских боевиков к зверствам в селе Старые Атаги.
Именно после этого случая руководство Генпрокуратуры и приняло решение наградить Умара медалью "За отвагу".
Избрать своей профессией работу следователя Умар решил еще в школе, которую, кстати, окончил с золотой медалью. Перед ним открывались блестящие перспективы: престижный вуз, карьера. Но Умар, вопреки советам друзей и близких, пошел в армию. Его служба совпала с самым разгаром войны в Афганистане - в течение года рядовой спецназа Магомадов воевал в составе ограниченного контингента советских войск. Вот тогда-то ему и довелось впервые в жизни почувствовать, что такое настоящая война: во время жестокого боя в одном из ущелий спецгруппа, в которой служил Умар, уничтожила около 1200 душманов. Магомадов корректировал огонь артиллерии, которым в тот день было ликвидировано почти 40 пулеметных "точек", 2 гранатометных расчета и одна душманская зенитная установка. - Ну, Умар, сверли дырочку! Пишу рапорт о представлении тебя к "Красной звезде" или медали "За отвагу", - сказал Магомадову после боя командир. Впрочем, как это, увы, иногда бывает в армии, документы о представлении Умара к награде куда-то затерялись.
Демобилизовавшись, Магомадов поступил на юридический факультет Северо-Осетинского госуниверситета. Сразу же по окончании вуза устроился на работу в прокуратуру Наурского района Чечни. Давнишняя мечта наконец-то начала сбываться. Однако очень скоро Умар столкнулся с проблемами, которые чуть было не стоили ему карьеры: честный молодой следователь пришелся не ко двору тогдашнему режиму. Умар вынужден был уволиться из органов. Долгое время он был безработным - по собственному выражению, "копал картошку на огороде".
- Я готов работать при любой власти, которая соблюдает законы, но с Масхадовым сотрудничать не буду, - жестко говорит он. - В ситуации, когда каждый крупный бандит обязательно связан с какой-нибудь влиятельной властной группировкой и потому неподсуден даже в тех случаях, когда совершает преступления, я работать не могу.
Вернуться к полноценной службе в прокуратуре Умар смог только после того, как режиму Масхадова пришлось перейти "в подполье".
Сейчас Умар расследует очень непростое дело, в котором могут оказаться фигурантами многие известные полевые командиры, - об умышленных убийствах российских военнослужащих, "совершенных с целью получения вознаграждения". Он прекрасно понимает, что покушение на него вряд ли будет последним. Боевики уже не раз через посредников предупреждали: вырежем и семью, и всех родственников. Но Умар старается на угрозы не обращать внимания.
- У меня нет времени бояться боевиков, мне надо работать, - спокойно говорит он.