11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ФИЛЬТР ДЛЯ БАЛТИКИ

Волпянский Павел
Опубликовано 01:01 29 Марта 2002г.
Российские, финские и эстонские специалисты изучают возможность создания на острове Гогланд совместной станции по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов в восточной части Финского залива.

Дежурства на ней могли бы быть организованы на основе очередности: специальное судно одного из трех заинтересованных государств должно всегда быть в готовности выйти в море для сбора разлившейся нефти в случае какой-либо аварии танкера, идущего из нового российского нефтеналивного порта Приморск близ Выборга или из финского терминала в Порво.
Идея возникла в ходе переговоров финско-российской рабочей группы по предотвращению разливов нефти, в которой участвовали и представители Эстонии. Такой основанный на сотрудничестве подход к обеспечению экологической безопасности в Финском заливе можно считать добрым знаком после длительного периода попыток обструкции планов расширения российского торгово-экономического присутствия на Балтике.
Не секрет, что усилиями финских и прибалтийских СМИ Суоми и прибалтийских стран все попытки России избавиться от разорительных для нашей казны посреднических услуг по морскому транзиту российской нефти с самого начала были приняты в штыки. Вопрос о строительстве терминала в Приморске чем дальше, тем больше приобретал болезненную остроту. В ход шли аргументы исключительно природоохранного свойства вне контекста всех прочих и прежде всего основополагающих экономических факторов. Причем дело подавалось таким образом, будто уже существующие вне российской территории мощности по перекачке нефти на танкеры идеальны и их давление на природную среду обсуждению не подлежит, а российская инициатива, мол, заведомо пагубна для хрупкой флоры и фауны региона.
Между тем столь лицемерный уход от существа проблемы способствовал лишь нагнетанию страстей и отравлению атмосферы отношений между соседями. Ведь все обвинительные тирады в адрес "восточного соседа", злые слова по поводу "безответственности русских" ровным счетом ничего не меняют. Рано или поздно, но нашим соседям придется признать тот факт, что Россия как балтийское государство обладает теми же правами, что и другие страны региона, иметь свои порты и продавать с их помощью свою нефть, сократив при этом транспортные издержки.
Россия вовсе не стремится монополизировать пункты сбыта своей нефти на Балтике, перекрыв тем самым "кислород" другим. Как раз наоборот, речь идет о создании принципиально новой, не имевшей места прежде ситуации - о диверсификации поставок: чем больше конкурирующих между собой перевалочных пунктов, нефтепортов, тем лучше для продавцов энергосырья. При этом не столь уж важно, кому они принадлежат. Главное, чтобы их суммарная потенциальная перевалочная мощность была больше, чем количество нефти, которое Россия в состоянии поставить на рынок. В этом случае предложение делается избыточным, а, следовательно, начинается снижение стоимости перегрузки, влекущий повышение рентабельности нефтедобычи.
При таком раскладе каждый нефтеналивной порт на восточной стороне Балтики видит в соседе конкурента, что как раз и желательно продавцу товара. Для латвийского Вентспилса таковым является литовская Бутинга. В аналогичной "обойме" эстонский Таллин и финский Порво. Да, появление Приморского терминала обостряет игру: в конкурентной борьбе за перевозки нефти побеждает тот, кто предложит наиболее благоприятные условия как для получателя, так и для производителя продукта.
Предположительно Приморск сможет обеспечивать перевалку до 30, а затем даже до 45 миллионов тонн нефти в год. Перевозчиками станут танкеры 150-тысячники. Старший инженер Центра защиты окружающей среды Финляндии Калерво Йорма оценивает готовность стран региона к рискам разливов как недостаточную: "Мы сейчас поднимаемся на качественно новую ступень: речь идет о крупных нефтеналивных судах и больших количествах жидкого топлива". Впрочем, он признает, что в общем и целом положение дел с рисками разливов нефти в мире везде примерно одинаково: абсолютной безопасности нигде пока еще достичь не удалось.
Возможно, важной ее составляющей на Балтике смог бы стать переход на эксплуатацию танкеров класса "двойное дно", то есть оснащенных двойной обшивкой: внешней, "подставляемой" под удар, и внутренней страховочной. Эта конструкция доказала свою надежность в октябре 1998 года, когда танкер "Натура" с 87 тысячами тонн российской нефти, закачанной в Вентспилсе, сел на мель близ терминала в Порво. Финляндия тогда затаила дыхание, ожидая трагического развития событий. Но ни одной капли нефти в море не попало.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников