ФРАНЦИЯ В ШОКЕ

Трагедия, разыгравшаяся в мэрии парижского пригорода Нантерр, где в ночь со вторника на среду было убито восемь муниципальных советников, а еще 14 получили тяжелые ранения и сейчас находятся между жизнью и смертью, всколыхнула всю Францию.

Становятся известными новые подробности кровавой бойни, устроенной 33-летним Ришаром Дюрном. Оказывается, многие жертвы этой драмы неплохо знали своего будущего палача. Дело в том, что Дюрн, высокий, чуть полноватый брюнет, проживавший в Нантерре с 65-летней матерью, принимал довольно активное участие в социальной и политической жизни пригорода. Одно время он был близок к социалистам, затем к партии "зеленых".
Последние годы являлся казначеем местного отделения Лиги прав человека и в этом качестве не раз бывал в Боснии и Косово. Имел высшее гуманитарное образование, но работал охранником в одной из школ. В последние годы жил на пособие по безработице. Таких во Франции сотни тысяч, и на первый взгляд видимых причин для такого безумного "виража" у Дюрна не было.
И тем не менее трагедия произошла. Причем, как совершенно справедливо заметил прокурор Нантерра Ив Бот, о каком-то "моментальном помешательстве" речи быть не может. Акция была четко спланирована. Иначе как объяснить тот факт, что Ришар Дюрн явился на заседание муниципального совета, открытого для всех, к самому началу, то есть к семи вечера во вторник, переговаривался со знакомыми членами муниципалитета, провел там пять с лишним часов перед тем, как открыть огонь. Кстати, при нем было не только два австрийских пистолета "Глок", как мы писали ранее, но еще и крупнокалиберный револьвер "Смит и Вессон" 357 Магнум, а также семь запасных обойм.
Преднамеренный характер преступления подтверждает и письмо на 13 страницах, которое было найдено полицейскими в доме, где он жил с матерью. В нем Дюрн рассказал о том, что считает свою жизнь "чередой неудач" и собирается уйти из жизни, но не "инкогнито", а прихватив на тот свет как можно большее число людей. Как полагает известный профессор-психиатр из парижского госпиталя Сен-Антуан Морис Феррери, Дюрн страдал депрессивным синдромом, относился к категории достаточно амбициозных личностей, которые неадекватно оценивают свои возможности в профессиональной и социальной областях, а все свои беды объясняют кознями третьих лиц. Именно в этот разряд, как следует из письма, попал весь муниципалитет Нантерра, который Дюрн собирался истребить в полном составе.
Ясно, что у убийцы - серьезные отклонения в психике. В этой связи вопрос, который сейчас активно обсуждается во Франции, формулируется следующим образом: как Ришар Дюрн смог получить разрешение на обладание боевым оружием, а именно таковыми являются пистолеты, из которых он уложил кучу народа? Следствие установит долю вины структур, отвечающих за выдачу подобных документов, но уже сейчас ясно, что в этой области многое во Франции предстоит менять.
Во время допроса Ришар Дюрн выбросился из окна четвертого этажа здания полиции в Париже. Перед самоубийством он признал свою вину и рассказал, что готовил преступление в течение нескольких недель.
Трагедия в Нантерре, а также состоявшийся накануне наглый налет банды малолетних хулиганов на полицейский участок в городе Виттенхейм в Эльзасе, куда были помещены двое их приятелей, подлили масла в огонь острой полемики между кандидатами от левых и правых партий в ходе начавшейся во Франции предвыборной президентской кампании. Вопрос общественного порядка, безопасности граждан, судя по всему, становится главным в ходе баталий за Елисейский дворец.