ЦЕНА КРЕДИТА ДОВЕРИЯ

Решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности генерального директора ОАО "Рязанская ГРЭС" в РАО "ЕЭС" приняли в середине года - в самый разгар подготовки к зиме. Но этот шаг был вынужденным: одна из лучших, уникальных станций России к тому времени (это был 2000-й год), оказалась в глубочайшем финансовом кризисе: ее впору было объявлять банкротом. Из 15 претендентов на директорское кресло выбор пал на заместителя директора станции по экономике Владимира Морозова и его команду - у них оказалась перспективная программа выхода из кризиса. Преимущество Морозова было и в том, что он хорошо знал ситуацию изнутри.

Наследство им досталось - не позавидуешь. Когда разобрались в бухгалтерско-бумажном хаосе, ужаснулись: официально разница между кредиторской и дебиторской задолженностью значилась в 800 миллионов, реально оказалось почти три миллиарда. Кредиторы наседали, проценты по долгам в бюджет росли, требовались срочные решения по нормализации работы блоков первой очереди. Запаса топлива не было, а до начала отопительного сезона времени оставалось всего ничего. Но молодой директор не отчаивался - у него уже была четкая программа действий и крепкая, надежная команда, которую он долго и с пристрастием подбирал. Основная "утечка мозгов" в Рязань произошла из Москвы. Каждый в своем вопросе - первоклассный специалист. Есть даже профессор МГУ.
Задача-максимум была на тот момент - до конца года остановить падение в пропасть, максимально сократить убытки. И даже то, что год закончили, имея по балансу минус 200 миллионов, они посчитали победой. А уже 2001 год Рязанская ГРЭС завершила с прибылью в 500 миллионов рублей, за что и получили диплом "Лучшая команда менеджеров РАО".
Сейчас Владимир Викторович вспоминает, как начинали работать над многочисленными программами: выхода из кризиса, финансового оздоровления, управления издержками. И он понял тогда: знаний не хватает. Нет, с образованием у него все в порядке - окончил Ленинградский политехнический институт (из-за чего его моментально причислили к так называемой "питерской команде"), кандидат экономических наук, имеет хорошую практику. Но не было опыта внедрения новых идей, чему, собственно, и учит менеджеров Всемирная ассоциация руководителей проектов. Три вуза, входившие в эту ассоциацию, есть и в Москве. Итак, директор не только пошел учиться сам, но и заставил сесть за "учебники" всю свою команду. Так что знаменитое "Ученье - свет, а неученье - тьма" имеет к Рязанской ГРЭС самое что ни на есть прямое отношение. Первое, что Морозов сделал тогда, "переобучившись", выбросил все неработающие проекты. То, что он узнал, разрушило многие, казалось бы, незыблемые вещи: что при плановом хозяйстве не имело никакого значения, при рыночной экономике вышло на первый план, и наоборот.
ОСОБЫЙ ПОРЯДОК
Исполняя программу РАО "ЕЭС" по нормализации работы энергетики, на Рязанской ГРЭС заготовили топливо к нынешней зиме не к октябрю, как это принято, а на три месяца раньше, и первыми получили так называемый "паспорт подготовки". Хотя выполнить этот пункт было ой как непросто. Чтобы сделать запас, необходимо было изыскать 500 миллионов рублей. С одной стороны, это невыгодно: деньги как бы замораживаются, с другой, купишь раньше - обойдется дешевле. Да и наше нестабильное время диктует порой свои правила: имеешь запас - спокойнее спишь. Тем более есть соответствующее постановление правительства: если станция берет кредит на заготовку топлива к зиме, то 2/3 процентной ставки за него госбюджет возвращает. Решили взять кредит. Но надо было еще доказать, что он нужен. Доказали.
Отстаивая свои программы, Морозову пришлось исходить не один километр правительственных коридоров. И он сделал для себя принципиально важные выводы: во-первых, понял, что в правительстве работает немало людей, действительно болеющих за государственные интересы; во-вторых, убедился, что РАО "ЕЭС" проводит абсолютно правильную и грамотную политику; и в-третьих, что не ошибся в своей команде - она действительно профессиональная, активная и сможет подготовить и выйти в правительство с еще одной программой - финансового оздоровления. Что и сделали. Федеральная служба финансового оздоровления признала ее лучшей, а правительство издало постановление N744, согласно которому Рязанской ГРЭС разрешили провести реструктуризацию задолженности в федеральный бюджет в особом порядке.
Морозов получил еще один кредит, гораздо более значимый - кредит доверия. А это хороший сигнал для потенциальных инвесторов: если руководству Рязанской ГРЭС доверяет правительство, значит, с ними можно иметь дело.
Рязанская ГРЭС - одна из четырех станций в стране, участвующая в экспериментальной программе управления издержками, которая должна, по замыслу РАО "ЕЭС", продемонстрировать, что даже небольшие инвестиции в энергетику позволят снизить себестоимость энергии как минимум на 10 процентов. Как всегда, здесь подошли к этому вопросу творчески. Во-первых, вспомнили уже подзабытое рационализаторское движение. Рацпредложений поступило около двух тысяч! К каждому из них подходили как к небольшому инвестиционному проекту. Работа только над этой программой позволила рязанцам сэкономить 280 миллионов - те самые 10 процентов, хотя в некоторых случаях никакого ноу-хау не было - требовалось просто хорошо поработать над давно известной проблемой. Например, зола, образовавшаяся от сгорания угля, складируется согласно общепринятым правилам на так называемых золоотвалах. У Рязанской ГРЭС там этого добра хранится аж 30 миллионов тонн. Доставка на место хранения обходится в копеечку. А эту золу, пусть даже по небольшой цене, с удовольствием покупают цементные заводы, так как она у них используется при производстве цемента. Но чтобы это дело поставить на поток, нужна соответствующая программа, над которой они сейчас и работают. Уже подсчитали: только на торговле золой станция сэкономит за год около 80 миллионов рублей.
За время, пока Морозов директорствует, он фактически приобрел еще одну специальность. Как говорит: "Гарвардов не оканчивал, но любого юриста могу научить тонкостям вексельного законодательства". Этот опыт он приобрел не от хорошей жизни: против Рязанской ГРЭС сегодня инициировано 278 судов! Общая сумма претензий - 3,8 миллиарда рублей. Это наследство ему оставил щедрый предшественник, видимо, действовавший по принципу: после меня хоть потоп. Вот и "топят" станцию лжеинвесторы, неведомыми путями завладевшие векселями Рязанской ГРЭС и не вложившие в ее развитие ни копейки. Среди них есть и иностранные фирмы. И чем лучше станция работает, тем активнее становятся претенденты на дивиденды. В этот "вексельный капкан" попала не только Рязанская ГРЭС, но и Череповецкая, Костромская и другие. Кто-то уже готов деньги "инвесторам" выплачивать. А Морозов первым сказал: "Разберемся в суде". Нанял команду первоклассных юристов (противная сторона нанимает не хуже). Сейчас к нему присоединились костромичи. И очень жаль, конечно, что на это приходится тратить силы, время, средства.
...ПЛЮС ГЕНЕРАЦИЯ ВСЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Как известно, согласно постановлению правительства из 33 российских электростанций будет образовано 6 генерирующих компаний. Первое, что для этого необходимо сделать, - перерегистрировать имущество и выделить из состава предприятия непрофильные виды деятельности. Задача архисложная, поскольку любая электростанция - объект закрытый: ничего не вынесешь и не принесешь, поэтому инвентаризация на подобных объектах фактически не проводилась.
Второе - выделить непрофильные предприятия. И здесь директор оказался в сложной ситуации: для решения этой задачи в нем столкнулись интересы нескольких человек: Морозова-директора, Морозова - депутата областной Думы, Морозова-менеджера. Директору хочется быстрее освободиться от этих самых непрофильных предприятий, дабы расчистить тарифы на электроэнергию. Депутат против этого возражал, поскольку это может вызвать социальную напряженность - многие выпущенные на волю производства не смогут удержаться самостоятельно, да и зарплата на ГРЭС гораздо выше, чем в среднем по области. А менеджер понимал: если решать этот вопрос грамотно, то можно остаться еще и с прибылью. Выход был найден: всем непрофильным заводикам и цехам дается один год. За это время при поддержке станции они должны встать на ноги - тогда их можно отпустить на волю, а порядка 10 предприятий выставить на продажу. Этим решением остались довольны все Морозовы.
ПОКАЯНИЕ
Занимаясь реконструкцией первой очереди станции, обратились к архивам. Потом жители деревни Маклаково попросили помочь восстановить разрушенный храм. И вот тут-то выяснилось, что ГРЭС построена на святых землях, принадлежавших когда-то Маклаковской церкви. Именно здесь были поселения древних славян. Владимир Викторович вспомнил рассказ своего отца о том, что строители, когда рыли котлован, находили захоронения. Вызывали археологов, они свалили все в грузовики и увезли... Более того, по архивам определили, что как раз на месте одной из дымовых труб находился святой источник, а при нем была часовенка. И опять же вспомнил - отец говорил, что никак эту трубу не могли установить: фундамент все время подмывало - святая вода сопротивлялась, хотя силы были слишком неравные. Поэтому под этой трубой самый мощный фундамент.
То, что Морозов узнал, не давало ему покоя - перевернула в нем что-то и часовенка эта, и святой источник, замурованный в цементный саркофаг. Сын убежденных атеистов, он увидел в этом знак Божий. И первое, что сделал, - принял обряд крещения.
А дальше что? Станцию-то уже не перенесешь. Зато можно восстановить храмы в округе - вон их сколько, стоят, ждут своего часа, пока город разные секты одолевают и молодежь туда тянется. Не нравится все это Морозову - ни как директору, ни как депутату и отцу двоих малолетних дочерей. А тут еще и католикам местные власти уже выделили землю под какое-то строительство. Зачем? В принципе он ничего против католиков не имеет, но что им делать в Рязанской области, где сплошь православные и отчасти мусульмане?
В общем, теперь наряду с заботами о станции - дебетами-кредитами, техническим переоснащением - он не забывает о том, что для храма в поселке Новая жизнь пора заказывать колокол. Пол уже настелили, один иконостас восстановили. Храм этот огромный и очень хорошо сохранился благодаря тому, что все эти годы здесь было зернохранилище. Маклаковскую церковь всем миром восстановили, и колокол ее уже звенит на всю округу. На очереди - Пронская. Работы надолго хватит. А еще - он обязательно тот святой источник на волю выпустит и восстановит часовенку, что рядом когда-то стояла.
Вот и получается, что исправляет Морозов ошибки своих предков, да не только своих. Бог ему в помощь.