России подарил ее в первой четверти XVIII века прусский король Фридрих Вильгельм I - в знак заключенного в 1716 году союза между нашими странами. Правда, у нас янтарный кабинет был преобразован: его разместили в одном из парадных залов Екатерининского дворца, размеры которого заметно превышали кабинет Фридриха, и архитектор Растрелли, сохранив индивидуальность каждого панно и мозаики, сочетал их с зеркальными пилястрами...
Чудом стало и возрождение Янтарной комнаты российскими мастерами после того, как гитлеровцы во время второй мировой войны вывезли ее из дворца. Уже более 50 лет коллекция считается пропавшей. И 25 лет, как идет ее восстановление.
- Через два месяца, надеемся, сможем сказать: восстановлена полностью! Осталось совсем немного до завершения многолетних работ, - говорит директор музея-заповедника Царское Село Иван Саутов.
Вместе с ним мы идем по дворцу, через анфиладу залов, в заповедную, овеянную легендами комнату. Я была здесь ровно год назад. Уже тогда выглядела она практически завершенной. Не были установлены только два панно на восточной стене.
Нет их и сейчас. При том, что одно уже полностью готово к установке, находится в реставрационной мастерской - "ждет", когда специалисты завершат работу над "соседом". Специалисты между тем не торопятся. В сроки, говорят, укладываемся, к маю комнату сдадим, а потому есть смысл спокойно поработать над шлифовкой и установкой каждого фрагмента. В природе янтарь совсем не такой блестящий и яркий, каким предстает в готовых изделиях. И цвет природный у него только один - квашеной капусты. Реставраторы царскосельских мастерских придают им 13 оттенков!
Поинтересовалась у них: много ли янтаря-сырца потребовалось на воссоздание всех панно и мозаик? Оказывается, очень много - 6 тонн. Потому что из одного килограмма сырца в качестве материала используется лишь 100 - 150 граммов. Янтарь хрупкий, ломкий материал. К тому же нередко "со слезой" - вкраплением запекшихся в смоле жучков и паучков.
Такой обычно сразу бракуется. Но для последнего панно сделано исключение: одна из многих сотен его пластинок будет "слезной" - своего рода автограф мастеров, и - "на счастье"...
Думала, кроме нас с директором, никого в Янтарную комнату не пустят. Год назад представители немецкого концерна "Рургаз", на чьи средства с 1999 года ведется реставрация, предложили закрыть ее до полного завершения. А открыть в юбилейные для Петербурга майские дни 2003 года. Так и предполагалось сделать. Однако позже обе стороны - и немецкая, и российская - сошлись на том, что нельзя прятать такую красоту от людей даже на год. И доступ для посетителей вновь был открыт.
Кому, как не им, оценить уникальную работу российских мастеров, не имеющую аналогов в мире! Специалисты утверждают, что они превзошли своих коллег Андреаса Шлютера, Эрнста Шахта, Готтфрида Турау, творивших в XVIII веке. Убедиться, так это или не так, можно тут же, в Екатерининском дворце. Три года назад в Германии неожиданно нашлась одна из мозаик пропавшей комнаты - "Осязание и Обоняние". Новая к тому времени уже была изготовлена и установлена. Ее не стали демонтировать, а вновь обретенную установили рядом на специальной подставке. Честно скажу: та, что изготовлена в царскосельских мастерских в конце девяностых годов ХХ века, лично мне нравится больше. Не исключено, "свое слово" сказало тут время: как и все сущее на Земле, янтарь с годами (тем более, с веками!) теряет в цвете и блеске.
- А если найдется вдруг в целости и сохранности пропавшая в войну Янтарная комната, вернется в Россию, в Екатерининский дворец, замените на нее нынешнюю, воссозданную? - спросила я у Ивана Саутова.
- Мы располагаем 89 трофейными фотографиями - теми, что сделали гитлеровцы в замке Кенигсберга. На них запечатлены ободранные панели, сильно пощипанные мозаики и медальоны. Видимо, солдаты вермахта вырывали кусочки янтаря себе на сувениры. Поэтому не уверен, что, если даже сохранилась где-то комната, то находится она в состоянии, пригодном для экспозиции. Вообще не очень верю различным версиям и слухам о ее существовании. Скорей всего, погибла в войну.
- Но вот нашли же "Осязание и обоняние", вернули нам!
- Это, скорее, исключение из правил. В любом случае нет смысла оборудовать еще один янтарный кабинет.
Найдут или не найдут пропавшую коллекцию, вернут или нет ее в Пушкин, можно, конечно, только гадать. И - ждать. Примерно три года. В 2006 году, как утверждают некоторые зарубежные "ясновидящие", Янтарная комната найдется... в Венесуэле. Или - в Тюрингии (Германия), где вот-вот начнутся, по утверждению немецкой газеты "Бильд", работы, связанные "с проникновением в подземный тайник Гитлера". Ее ищут во многих концах планеты. Сформировалось уже даже своеобразное "янтарное братство" поисковиков.
Узнаем ли мы когда-нибудь эту тайну? Правильней, наверное, говорить сейчас уже о новом янтарном чуде - российского производства конца ХХ - начала ХХI веков. В полной красе своей предстанет оно перед посетителями 31 мая текущего года.