РОЖАТЬ БУДЕМ В ПОЛЕ?

Русская православная церковь одной из первых обратила встревоженное внимание на закрытие родильных домов. Еще накануне 1997 года Священный Синод выступил с обращением, в котором расценил ситуацию как катастрофическую.

Так, за годы наших во многом разрушительных реформ число родильных домов в Санкт-Петербурге уменьшилось в семь раз. В Брянской области еще лет пять назад будущим мамам из Красногорского, Злынковского, Гордеевского районов предложили ехать "в случай чего" в соседние города - Новозыбков и Клинцы. Некоторые женщины заголосили: в поле будем рожать! На самом деле, конечно, не в поле, но до родильного дома нужно проехать полсотни, а то и больше верст.
Закрытие некоторых родильных отделений в Брянской области объясняли тем, что предполагалось сгруппировать родильные залы, обеспечив их хорошими техническими возможностями, квалифицированным персоналом и необходимым оборудованием. А беременных женщин Красной Горы баловать перестали еще в советские времена. В глуши врачи не желали оставаться, потому долгое время практиковали вахтовое дежурство. Акушеры приезжали из городов на несколько недель, и ни у кого не возникало желания остаться здесь после чернобыльской катастрофы. Беспокоил не только дефицит врачей. Роддом напоминал убогий барак. Сколько раз санэпидстанция проверяла его, столько же и ужасала своими выводами. После ее заключений прием рожениц прекращали на месяц, принимаясь за чистку помещения. Чистили раза три-четыре в году. Кому-то в это время приходилось рожать в Клинцах, остальные дарили жизнь своим младенцам на дому, приглашая "сведущего" человека.
Сегодня, по словам главного педиатра области Ольги Чирковой, средства позволяют хорошо оснастить современным оборудованием родильные дома в крупных городах. В Новозыбкове, куда привозят женщин из Злынки, родильный дом помогли реконструировать шведы. Здесь сейчас грамотный врачебный персонал и, считает Ольга Ивановна, лучше уж проехать 50 километров, чем оставлять роженицу в допотопном отделении.
По мнению медиков, 60 родов в год, которые обычно принимают в небольшом районе, означает одно: персонал бьет баклуши, расслабляется. Да, когда-то детей и в поле рожали, но из каждых десяти женщин три-четыре не могли разрешиться от бремени, погибали. Роды - риск для женщины, и риск малопрогнозируемый. Сто смогут стать матерью нормально, а у сто первой откроется кровотечение - три литра за пять минут! Недавний случай, происшедший в одном из районов, подтверждает опасения врачей. Три дня акушерки помогали разрешиться женщине от бремени, в результате ребенок стал инвалидом. Слух об этом так напугал беременных, что многие из них теперь едут рожать в Брянск.
Заместитель главы Красногорского района Михаил Шкред полагает, что особых причин для тревог сейчас нет:
- Да, поначалу мы серьезно беспокоились, но теперь женщин отправляем реанимобилем в Клинцы, и они не жалуются. К сожалению, у нас в последние годы отмечен рост патологий при родах, а в этих случаях хорошее оснащение больницы очень важно. В поселке мы сохранили родильное отделение для экстренных случаев, но из медиков у нас только два мужчины-гинеколога.
Конечно, хотелось бы иметь у себя полноценный родильный дом, но это только мечты: пока рождаемость по району в три раза меньше, чем смертность.Однако, кроме медицинской правды, есть и обычная, житейская.
Для райцентров закрытие родильного дома - это невидимый крест на поселке или городе. Из-за низкой рождаемости в пригородном Выгоничском районе главе администрации тоже предлагали закрыть родильное отделение. До Брянска, дескать, всего 30 километров - лучше возить женщин туда. Глава ответил, что люди его "не поймут"... Районная медицина в Брянской области и без того уже оголена. Люди со своими недугами стараются попасть в больницы и поликлиники Брянска, а здесь их встречают огромные очереди и прожорливые кассы, куда нужно платить за прием у врачей. Это беда всякой централизации - ее нельзя проводить без учета социальных и психологических последствий.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
По прогнозу Совета безопасности РФ, к середине столетия население нашей страны сократится на треть - со 145 до 100 миллионов человек. Дело не только в высокой смертности (за 40 последних лет страна потеряла 17 миллионов человек трудоспособного возраста), но и в низкой рождаемости. Причем процесс этот начался давно: уже к середине 60-х годов прошлого века показатель рождаемости опустился ниже критической отметки, когда происходит простое замещение поколений. И до сих пор снижение остановить не удается. Так что, по мнению экспертов Совета безопасности, России еще долго пребывать в демографическом кризисе. Конечно, само по себе закрытие роддомов не влияет напрямую на падение рождаемости. Но психологически люди воспринимают каждое такое решение как некий черный знак беды. И учитывать это - необходимо.