ОНА БЫЛА СИМВОЛОМ ЖЕНСТВЕННОСТИ

В субботу умерла Клара Лучко. Первая мысль: этого не может быть. Не может так внезапно уйти из жизни красивая, подтянутая, полная сил и энергии женщина, которая так лучисто улыбается, так грациозно двигается, так органично носит красивые шляпки и элегантные наряды...

Мы подробно общались с ней несколько месяцев назад. Тогда она комментировала для "Труда" ситуацию в Украине - не чужой для нее стране. Клара Степановна была родом с Полтавщины, куда часто наезжала, уже будучи признанной и знаменитой. Она гордилась своей "простонародной" родословной, а земляки из деревни Чутково гордились своей именитой односельчанкой, которой рукоплескали в Москве, Канне, Венеции, Сан-Себастьяне, Эдинбурге и других кинематографических столицах мира...
Она стала знаменитой после фильма "Кубанские казаки" Ивана Пырьева, в котором ярко, сочно сыграла Дашу Шелест. Эта лента, признанная в свое время образцом "лакировочного реализма", оказалась тем не менее любима народом - она уже 55 лет не сходит с экранов. Клара Степановна все эти годы была яростной защитницей картины, уверяя, что Иван Пырьев ничего не лакировал, а с присущей ему гениальностью угадал потребность зрителей в сказке о прекрасной, богатой, изобильной жизни, угадал вечную потребность народа в мечте.
Ее собственная судьба словно доказывала, что самые невероятные мечты сбываются, если в них истово верить. Дочь директора совхоза и председательницы колхоза, которую в школе дразнили "жирафой", которая говорила с неистребимым украинским акцентом, она не только поступила во ВГИК на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, что само по себе было невероятной удачей, но и не спасовала перед яростным талантом своих однокурсниц Нонны Мордюковой, Инны Макаровой, вместе с которыми дебютировала в "Молодой гвардии".
Сергей Герасимов, исходя, видимо, из ее яркой, неординарной внешности, рекомендовал Лучко играть тургеневских девушек и другие классические роли, а она с удовольствием бралась не только за подобные работы (лучшая из них - "Двенадцатая ночь" по Шекспиру), но и в охотку играла "женщин из народа", где ее ждал подлинный успех. Ее небольшой ролью в "Большой семье" восхищались Пабло Пикассо и Фернан Леже, с которыми она подружилась на Каннском фестивале, а над страданиями ее героини Клавдии Пухляковой в телефильмах "Цыган" и "Возвращение Будулая" обрыдалась вся тогда еще неделимая страна - от Молдавии до Чукотки...
В отличие от своей знаменитой партнерши Марины Ладыниной, звезда которой после "Кубанских казаков" закатилась, Клара Лучко сумела остаться в кино "всерьез и надолго", несмотря на все превратности кинематографической судьбы и моды. Она пережила и сталинское "малокартинье", и постперестроечный кризис в кино, сумев сохранить себя, свою профессию. До последних дней жизни Лучко вела передачу на телевидении, ездила на кинофестивали, заседала в жюри. И еще слыла символом женственности, неувядаемой красоты. Она жила достойно и красиво: никогда не жаловалась на возраст и болячки, не обсуждала ни с кем подробности своей и чужой личной жизни, была отзывчивым и деликатным человеком. Народная артистка СССР, она была простой в общении, доступной и молодым коллегам по актерскому делу, и журналистам. Несмотря на то, что Кларе Степановне было под 80, мне хотелось говорить ей комплименты, целовать ручки, что я и делал при каждой встрече. А она это принимала как должное - как и следует красивой, знающей себе цену актрисе и женщине.
В тот наш последний разговор рассказала, что собирается будущим летом поехать к себе на родину в Украину, а сейчас готовится к съемкам в телефильме "Разведенные мосты", где сыграет главу большого украинского рода, осевшего в России. Никто и подумать тогда не мог, что этим мечтам не суждено сбыться...