Храм Воскресения Христова, больше известный как Спас-на-Крови, стоящий на месте убийства императора Александра II, строился 24 года, с конца ХIХ века, на народные пожертвования. И вот уже больше 30 лет, с конца прошлого века, его реставрируют. Внешне воссоздан он почти полностью. Архитектор Парланд, проектировавший его когда-то в стиле русских зодчих ХVI века, был бы рад! Но не хватает еще многого. И, главное, знаменитых Царских врат.
Они были подарены храму российскими купцами. Иконы же, украшавшие их, - дар императора Александра III. Чтобы вернуть их храму, нужно воссоздать в историческом виде Царские врата. Что и взялся сделать петербургский реставратор Виктор Никольский с коллегами.
Мастерская, где идет их работа, сравнительно недалеко от Спаса. Едва сюда входишь, возникает ощущение, что попал в сам храм. В центре во всю трехметровую высоту мастерской... Царские врата! С резьбой, иконами. Правда, пока это всего лишь роспись на холсте.
Как врата выглядели на самом деле, теперь никто уже не знает. До наших времен дошел лишь стальной трехметровый каркас, металлические створки да две черно-белые фотографии с их изображением. Поэтому, когда Никольскому чуть более 10 лет назад предложили взяться за эту работу, он для начала перелопатил, как сам признается, все архивы, пытаясь найти упоминания о шедевре.
- Благодаря сохранившемуся каркасу, а также металлическим створкам (их обнаружили на свалке при реставрации собора), удалось высчитать размеры Царских врат Спаса-на-Крови: 327 на 190 сантиметров, - рассказывает художник. - Нашли мы и некоторые свидетельства современников. В частности, об освящении храма в 1907 году. А также описание алтарной его части, в которую, собственно, и ведут эти врата. Они были сделаны из серебра, сама же алтарная часть - из мрамора. Стояли здесь также топазовые кресты. Увы, в 1922 году из него вынесли все ценное...
Я слушаю Виктора Юрьевича и вглядываюсь в расположенные на стенах его мастерской фрагменты росписи врат, на их гипсовые пока створки, изготовленные по размеру оригинала. Казалось бы, имея такие створки легко "вписать" в них недостающие элементы. Но нет. Сделать ведь все надо очень точно.
Чтобы слепить, например, из пластилина с пенопластом элементы убранства повторяющихся мест на окладе врат, сначала сделали фотографию. Заметно помогла в этой работе литография Карелина - одного из тех русских художников, кто работал над мозаикой купола храма. Затем фото увеличили, ввели в компьютерную программу, раскрасили. Только после этого взялись за лепку. Прорисовали...
Признаюсь, выглядит впечатляюще! Но Никольский, кажется, не совсем доволен: нужно, говорит, еще поработать.
- В чем для вас главная трудность этой работы? - cпрашиваю у него.
- Воссоздать врата в оригинале. Представить не новодел, приближенный к реальному, как это часто бывает в современном мире. А именно - воссоздать в историческом виде. В этом сложность и технологическая, и творческая. Мы не совсем пока уверены, скажем, в цвете. Будем еще изучать, пробовать разные варианты. Разработали компьютерную программу. С ее помощью дело пошло быстрее. Но говорить о конкретных сроках сдачи Царских врат реставрационному совету пока сложно. В таком деле спешка ни к чему.
Но кое-какие результаты этой уникальной работы уже налицо. Из 12 мозаик, украшавших некогда столбцы Царских врат, 7 уже воссозданы и установлены (только над одной из них работа продолжалась почти девять месяцев!).
Виктор Никольский скромно умолчал о средствах, необходимых на воссоздание. Для него как для художника, говорит, важен сам процесс. Но в немалой степени дефицит этих самых средств тормозил в предыдущие годы работу. В последнее время с финансированием стало лучше. По оценкам специалистов на полное историческое воссоздание Царских врат Спаса-на-Крови потребует еще лет семь и около 30 миллионов рублей. Это будут, как предполагается, внебюджетные деньги.