ПРОРЫВ "САНТА-БАРБАРЫ"

КРУТОЙ МАРШРУТ
1991 год. Москва. "Блошиные рынки" от Тверской до Лубянки, бродячие собаки

КРУТОЙ МАРШРУТ
1991 год. Москва. "Блошиные рынки" от Тверской до Лубянки, бродячие собаки на Красной площади, палаточный городок у стен гостиницы "Россия". И тут, на фоне разрухи и обездоленности, на телеэкраны врывается Российское телевидение, которое обо всем этом начинает страстно говорить.
По негласному, но твердому указанию свыше - думаю, из ЦК КПСС - нас сразу "обложили красными флажками". Доступ к документальным и особенно художественным фильмам, без которых массовый канал долго не протянет, нам перекрыли.
Выручить мог телевизионный сериал. Но не бразильский, с их вечными "сю-сю", а какой-то свежий.
Друзья из питерского "Русского видео", глубоко сочувствуя нам, свели с фирмочкой"COMSPAN Inc".
В июле, не ставя никого в известность, мы рейсом "Аэрофлота" взяли курс на Америку. Вместе со мной летели руководитель отдела специальных проектов нашей дирекции Павел Корчагин, хорошо знающий Штаты, лауреат премии "Эмми", и Оганес Соболев - представитель компании "Русское видео" в Москве.
Добираться предстояло окольными путями. Сначала до Хабаровска с посадкой в Новосибирске, затем перелет на Аляску, а уж оттуда - в Лос-Анджелес.
ПОДВИГ ПАВКИ
Томас Вилок, председатель небольшой фирмы"COMSPAN Inc", которому нас рекомендовали питерские друзья, оказался огромным добродушным человеком, искрящимся желанием непременно помочь молодому телеканалу. В США тогда вообще наступил период какого-то эйфорического отношения к демократической России.
Томас оборудовал для нас просмотровую, в которой лежали горы кассет: игровые шоу-программы, мультфильмы, кинофильмы и сериалы. Из них предстояло выбрать то, что подойдет для нашего канала. Мы сразу приступили к делу. Дым стоял коромыслом, приходилось гнать ленту за лентой, ориентируясь по череде фрагментов. Но стоящего ничего не попадалось, шла одна третьеразрядная лабуда. Огорчение наше нарастало: надо ли было мчаться за тридевять земель, чтобы окунуться в эту бодягу!
Ребята были вымотаны. Все чаще с надеждой смотрели на меня: ну что?!
На излете очередных суток я робко сказал Корчагину:
- Паша, давай вернемся к первому сериалу, посмотрим внимательней.
Название его мы, признаться, и подзабыли - в головах все смешалось.
Тягостно вздохнув, Павел поставил первую серию, которую мы посмотрели полностью. Вроде опять ничего особенного. Я пробовал пошутить:
- Считай, Павка Корчагин, это твоя последняя узкоколейка!
Дальше "включили калейдоскоп", просматривая выборочно, фрагменты двадцатой, пятидесятой, сотой, сто пятидесятой, двухсотой... И нас вдруг осенило: да это же типичная коммунальная квартира, только в рамках небольшого городка!
"БАРБАРЕ" БЫТЬ!
Все с облегчением вздохнули. Особенно был рад Томас Вилок, который, взяв расходы по нашей поездке, было совсем затух. Бывший агент ЦРУ во времена войны во Вьетнаме, воспитанный на других стандартах, он никак не мог понять, почему мы отметаем и то, и это, и другое.
Наконец мы пожали друг другу руки. Но на следующий день дело приняло неожиданный поворот.
ШПИОН ОТ ПРЕМЬЕРА
Утром в офисе возникла белозубая, но дурно выбритая физиономия.
- Привет! Я Тристан Дел, советник вашего премьер-министра Силаева. Никакие переговоры, а тем более сделки на территории США вы не можете осуществлять, минуя меня.
Затем последовала витиеватая тирада о государственных интересах России, которые мы, мол, можем подорвать. За всем этим угадывалось желание присосаться к процессу. Тристан полагал, что мы струхнем при ссылке на второе лицо в России.
Этот господинчик, из семьи одесских выходцев, крутился и в стенах нашей компании в Москве. Обладая умением обаять и убедить, он расположил к себе и председателя ВГТРК Олега Попцова.
Томас Вилок побледнел и явно заволновался. Ребята натянуто улыбались. Я ужасно разозлился и в резкой форме отправил Тристана на хорошо известный в России адрес, добавив:
- Директор телеканала я, и мне, а не Силаеву решать, что приобретать и что показывать!
Дальнейшая улыбка Дела выглядела уже растерянной. Однако своей прыти он не оставил. Куда бы мы ни ездили, "господин советник" за нами следил. Причем вел наружку, как примитивный филер, по-пацански прячась за углы зданий.
Впоследствии, появляясь иногда в стенах нашей компании, Дел, как ни в чем не бывало, улыбчиво раскланивался.
СТРАСТИ ВОКРУГ "САНТЫ"
После примерно первого месяца показа на очередном заседании дирекции ВГТРК Олег Попцов, явно следуя чьим-то словам, вдруг вспылил:
- Кто привез эту чушь?! Я уволю...
Я встал и признался в содеянном. На том пыл и иссяк.
Кстати, спустя несколько лет я решил проверить градус зрительского интереса и запустил через одну из газет такую "мульку": не пора ли, мол, закончить показ "Санты". Гнев зрителей был массово-повсеместным.
Олег Максимыч на очередном заседании вспылил "в обратную сторону": вы что, с ума посходили - прекратить показ?! Только попробуйте, уволю...
Впрочем, в начале 1992 года до триумфа "Санты" было еще далеко. Особенно, что касалось финансовой стороны дела.
С Томасом Вилоком мы договорились, что за сериал будем расплачиваться из доходов от рекламы - классическая по тем временам бартерная сделка.
Однако реклама долго не шла. Причины были очевидны: в угоду политическим амбициям Олег Попцов не хотел взять в толк, что сериалы должны показываться в строго обозначенное программное время. Он мог воткнуть вместо объявленной серии очередной политический пространный пассаж. "Санта-Барбара" галопировала по вещательной сетке вверх и вниз, обманывая ожидания поклонников. Какой дурак при таких условиях разместит свою рекламу! На Олега не действовали ни мои доводы, ни доводы опытных программистов, ни доводы абсолютного телевизионного авторитета Анатолия Лысенко (ныне он - президент Международной академии телевидения и радио), моего непосредственного руководителя.
А Томас Вилок забрасывал нас телеграммами, душил телефонными звонками. Он едва не плакал: ему грозила долговая тюрьма, поскольку он задолжал за прокат сериала в России. А законы в Америке работают жестко.
Пришлось сломать немало копий, чтобы доказать очевидные вещи. Наконец, мы победили политиканство, и жизнь наладилась. Больше того. Несколько эпизодов сериала по моей просьбе были позже отсняты в Москве и Санкт-Петербурге.
Очередной скандал возник через несколько лет - в 1999 году, уже при новом руководстве РТР. Показ сериала неожиданно решили прекратить. Это припудрили тем, что у канала просто нет денег на приобретение очередных серий: мол, коварные американцы не хотят снижать цену. Хотя просили они по 15 тысяч долларов за серию. Это пустяки, если учесть, что цены на рекламное время в России резко взлетели.
Совместно с печатными СМИ руководство канала провело опрос (впрочем, результат его можно было предвидеть заранее). В результате судьба сериала была решена. РТР пошло почти на все уступки, кроме одной, самой главной, - канал категорически отказался восстанавливать вечерний показ.
Так, благодаря зрителям, "Санта-Барбара" более чем на десятилетие прописалась в российском эфире.
ИЗ ДОСЬЕ
Американские стахановцы
Рождению на свет "Санта-Барбара" обязана супругам Добсонам. Бриджит писала сценарии для мыльных опер, а ее муж Джером занимался выращиванием ореховых деревьев. Бизнес развивался успешно, но постепенно Джером увлекся делом жены и стал ей помогать.
Когда телекомпания NBC попросила Добсонов написать сценарий для нового сериала, супруги сначала отказались. Тогда им предложили взять новеллу, по сути, в собственность. И работа в литературном забое закипела. В день семейная пара выдавала на-гора по 100 страниц машинописного текста.
Премьера сериала в США состоялась летом 1984 года. Заключительные серии "Санта-Барбары" американские зрители увидели в январе 1993 года.
ДУБЛЯЖ
Озвучивали "Санта-Барбару" питерские актеры. Труппу собрало "Русское видео" во главе с Дмитрием Рождественским. Дубляж этой компании отдали в знак благодарности за знакомство с Томасом Вилоком.
Питерские актеры так точно попали в образы, что творческие руководители "Санта-Барбары" признали российскую "озвучку" сериала одной из лучших в мире.
Однако после семи лет работы труппу отстранили. Дубляж перекочевал в Москву. На канал посыпались возмущенные звонки. Руководство РТР было вынуждено вернуть первоначальный ансамбль.
Актеры о своих персонажах
Джед Аллен о Си Си Кэпвелле:
- Си Си очень верный человек в любви, никого не предавал. Он не выносит лжи, фальши. Всегда страстен, касается это бизнеса или проблем детей.
Лейн Дэвис о Мейсоне Кэпвелле:
- Мейсон - некий современный Гамлет, который пытается в одиночку справиться со злом, царящим в мире. За внешней бравадой и жестокостью - романтичная и ранимая душа.
Ненси Ли Грен о Джулии Уэнрайт:
- Самый большой недостаток Джулии - это неумение выбрать подходящего мужчину, а лучшие черты - остроумие, оптимизм, ум. Если бы Джулия могла пригласить на ужин любого мужчину в мире, то выбрала бы Бога, хотя она спорила бы и с ним.
Эй Мартинес о Крузе Кастильо:
- Круз - смелый и честный полицейский. Он очень здоров морально и никогда не позволит, чтобы власть, ему данная, могла развратить его. Многим настоящим полицейским до него далеко.