Хотите позвонить Сталину? Набирайте 034

Как советские архитекторы спрятали Кремль

 

Когда на важных мероприятиях мы замечаем крепких парней из окружения первых лиц государства, которые внимательно оглядывают толпу, мы даже не задумываемся о том, насколько молода по историческим меркам государственная охрана России. Собственная Его Императорского Величества охрана появилась всего лишь 130 лет назад, после гибели Александра II от бомбы народовольца Гриневецкого в 1881 году. До того момента высших чинов и важные государственные объекты охраняли бессистемно. К примеру, царя параллельно «пасли» личный конвой, петербургская полиция и жандармы, при этом каждая структура действовала в соответствии со своими традициями, привычками и уставом.

Сформировать на этом разрозненном фоне единую структуру к концу трагического 1881 года оказалось по силам лишь генерал-адъютанту Петру Черевину. С того момента нынешняя Федеральная служба охраны РФ и отсчитывает свою официальную биографию.

Грибы белые в сметане

Отдельные эпизоды этой биографии представлены на историко-документальной выставке, развернутой в Выставочном зале Росархива. Подавляющее большинство экспонатов — фотоснимки, запечатлевшие глав нашего государства и руководителей правительства, в том числе в кадре вместе с сотрудниками «лички» (подразделения, куда входят обеспечивающие физическую защиту телохранители).

Но, конечно, анналы ФСО и хранилища Государственного архива РФ богаты и разнообразными предметами, так или иначе входившими в зону ответственности государственной охраны в советский период. Например, отслужившими свое стеклами и перегоревшими лампами накаливания знаменитых рубиновых звезд кремлевских башен (пожалуй, самый экзотический «рубеж» чекистов и принявших от них этот пост сотрудников Федеральной службы охраны).

На отдельной витрине — спецномера автомобилей Гаража особого назначения, которые принимающая сторона любезно предоставляла кремлевским водителям на время зарубежных визитов. Рядом — напечатанное на машинке меню официального обеда в Большом Кремлевском дворце в честь премьера польского правительства в изгнании Сикорского. В тот день бог (точнее, шеф-повар в штатском) послал гостям Сталина: икру зернистую, икру паюсную, расстегайчики, семгу, балык белорыбий, сельдь с гарниром, ветчину, салат оливье, поросенка, сыры, масло, огурцы кавказские, помидоры, грибы белые в сметане, медальон из дичи пуаврад, суп-крем из кур, консоме, борщок, пирожки пай, стерлядь в шампанском, нельму отварную, индейку, цыплят, рябчиков, спаржу под соусом муслин, парфе шоколадное, кофе, ликеры, коньяк, «пети-фур» (так в документе), фрукты, миндаль жареный:

Что, потекли слюнки? А если назвать дату торжества — 4 декабря 1941 года? Когда фашисты стояли под Москвой...

Или вот правительственная связь. Еще до революции в штате Министерства двора вполне официально появились придворные телефонисты, щеголявшие в собственной парадной форме в обнимку с увесистым чемоданчиком для мобильной связи важных чинов. В советское время их опыт, знания, мастерство и умения тоже перешли по наследству к всесильному ведомству Железного Феликса, только вместе с телефонистами возникли еще и «придворные» АТС. И пусть по этим телефонам сегодня нельзя позвонить, странички секретного кремлевского справочника, сообщавшего, что номер кабинета Сталина — 034, а его «кв.« — 122, — это тоже страницы истории. У Горбачева было аж три аппарата АТС-1 и АТС-2 — но это уже во времена поздней фазы перестройки, ибо наряду с номерами 6964 (ЦК КПСС) и 6774 (Кремль, здание Правительства) в неприметной серенькой книжице значится еще 6312 (кабинет Президента СССР):

Блестящая маскировка

Но настоящий хит экспозиции — впервые представленные широкой публике подлинные чертежи Бориса Иофана, запечатлевшие в совершенно непривычном виде стены и башни Московского Кремля. Нет, официальный зодчий Советского Союза, академик архитектуры и автор нереализованного проекта Дворца Советов не прикладывал руку к реконструкции Кремля. Преобразить внешний вид кремлевских зданий и сооружений заставили обстоятельства — а именно все та же Великая Отечественная война, в начале которой сирена воздушной тревоги звучала над городом с убийственной регулярностью. И вот в августе 1941-го, после четвертого по счету налета, Ставка приняла решение замаскировать Кремль: при помощи обычной краски для наружных работ. По эскизам Иофана солдаты и офицеры НКВД так раскрасили фасады, крыши и свободные пространства между ними, что с высоты они абсолютно перестали читаться как единое целое. Чтобы окончательно запутать германских асов, на земле поставили деревянные макеты зданий-обманок.

«Башни со звездами задрапировали серой материей, над стенами водрузили „кровлю“, Мавзолей „превратили“ в жилое здание, — рассказывает научный руководитель выставки доктор исторических наук Сергей Девятов. — Фактически с большой высоты Кремль представал в виде обычного московского жилого квартала с несуществующими дорогами и дворами и, наоборот, с изящно спрятанными настоящими зданиями. Такая не имеющая аналогов в истории отечественного военного искусства маскировка дала блестящие результаты: ни продолжавшиеся до апреля 1942 года массированные авианалеты на Москву, ни более поздние прорывы отдельных немецких самолетов существенного ущерба Кремлю не нанесли».

Колористическую маскировку в Кремле убирали в 1942–1943 годах. Только пятиконечные звезды на башнях восстановили уже после Победы: их стекла сильно пострадали от осколочных ранений. А совсем недавно на основе сохранившихся в архиве 28 чертежей Иофана художники московской фирмы «ФРОМ» восстановили трехмерный вид преображенного до неузнаваемости Кремля с высоты птичьего полета.

Выставка проходит по адресу: Москва, Б. Пироговская ул., 17 открыта до 22 апреля. Выходные — понедельник, вторник.