Горький мед воспоминаний

Картина «Все ушли» - коллаж из воспоминаний, фантазий и снов

На экраны вышел фильм «Все ушли», который уже окрестили грузинским «Амаркордом». 50-летний режиссер-документалист Георгий Параджанов, племянник великого Сергея Параджанова, давно живет в Москве. Но в своем первом игровом фильме он предпринял ностальгическое путешествие в Грузию, в солнечный и теплый мир своего детства.

Этот сценарий Параджанов написал еще 18 лет назад. Получил за него главный приз конкурса «Зеркало» под председательством Алексея Германа. С тех пор без устали предлагал его разным киностудиям, но везде в той или иной форме получал отказ. И только несколько лет назад сумел пробить брешь в глухой круговой обороне.

Вместе с продюсером Екатериной Филипповой, поверившей в замысел, и замечательным оператором Сергеем Мачильским, гением светописи, он полетел в Тбилиси. Здесь нашел нужных актеров, почти исчезнувшие с лица земли неповторимые тбилисские дворики, поэтичный и жалкий скарб 50-60-х годов. За несколько месяцев работы снял 26 часов материала. Так родился этот двухчасовой фильм, который уже прошумел по доброй дюжине кинофестивалей — от Выборга и Благовещенска до французского Онфлера, где собрал увесистую гроздь призов.

У фильма «Все ушли» нет стройного, линейного сюжета. По сути это цепь воздушных микроновелл, прихотливый коллаж из воспоминаний, где сны прорастают в реальность, а подростковые комплексы и страхи соседствуют с безудержным полетом детской фантазии. В центре этой поэтичной, вымечтанной автором Вселенной — живой и шаловливый, как все дети на свете, мальчик Гарри с его обостренным интересом к миру, природе, людям. Это его глазами мы видим суровую и нежную бабушку (Лали Бадурашвили), которая привязывает левую руку Гарри к телу, чтобы сделать из него правшу. Ветреного дедушку-антиквара (Давид Двалишвили), каждый вечер любующегося на копию обнаженной «Данаи» и не упускающего случая сбегать налево. Истового голубятника Цису (Автандил Махарадзе), мечтающего заселить голубями весь Тбилиси. Суетливую и жалкую француженку мадам Вердо (Наталья Коляканова), подъедающую за учениками принесенные ими бутерброды. Величественную гадалку Нину (Медея Лордкипанидзе), которая по утрам закупоривает плохие сны горожан в пустые бутылки — чтобы они там задохнулись, не сбылись.

Но нет счастья на земле, нет мира даже под грузинскими вишнями, которые цветут посреди зимы, в разгар снегопада, и один за другим родные для Гарри люди покидают этот мир. Сначала, как стая безгрешных белых голубей, улетает в небо душа дедушки Цисы. Потом находит упокоение любвеобильная душа дедушки-антиквара. Недолго осталось жить на белом свете и бабушке, и ее моложавой сопернице, и сластолюбивому парикмахеру, и всем, всем, всем...

В финале мы видим постаревшего Гарри (Зураб Кипшидзе), который ходит по городу своего детства — и не узнает его. Ушли родные люди, ушли привычные названия улиц, ушла, отлетела куда-то душа старого Тбилиси. Ушло из нашего обихода, добавим уже от себя, и старое доброе грузинское кино, согревающее нашу память замечательными фильмами Сергея Параджанова, Тенгиза Абуладзе, Отара Иоселиани, Ираклия Квирикадзе...

Поклоном этому навсегда ушедшему миру и стал поэтичный, нежный и горький фильм Георгия Параджанова.