Главная Культура 15:37 29 Марта 2022 4513
Казань. Вокруг «Поэмы огня»

Международный органный фестиваль в столице Татарстана прошел без потерь и даже с приобретениями

Сергей Бирюков, Казань – Москва
Органистка Евгения Кривицкая - и солистка, и куратор всех программ смотра. Фото предоставлены пресс-службой ГАСО РТ

В Казани, несмотря на нынешние драматичные времена, успешно прошел Третий международный органный фестиваль. Полностью сыграть чрезвычайно насыщенную программу из четырех вечеров (замены исполнителей произошли лишь в считанных случаях) – уже знак высокого профессионализма устроителей смотра. Ну а когда каждый концерт как минимум наполовину состоит из сочинений, до того в Татарстане, а порой и в России не звучавших или даже вовсе переживающих свои мировые премьеры, то событие вырастает до масштаба художественного открытия.

Таким «смотром открытий» казанский фестиваль, впрочем, и был задуман три года назад дирижером Александром Сладковским – лидером Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, главного устроителя праздника – и московской органисткой, музыковедом Евгенией Кривицкой, взявшей на себя обязанности куратора программ. Евгения – частая гостья Казани, регулярно выходящая на сцену Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. Вместе со Сладковским они решили, что как здешняя публика достойна более активного вовлечения в многообразный мир органной музыки, так и сам орган, один из крупнейших в России, должен стать неотрывной частью мирового органного процесса.

Казанский инструмент 1997 года постройки уникален по нескольким параметрам – во-первых, это изделие голландской фирмы Flentrop и уже этим выделяется среди десятков российских органов, имеющих по большей части немецкое или чешское происхождение. Во-вторых, по специфическому комплексу регистров это представитель типа французского симфонического органа, тоже достаточно редкого в нашей стране (к нему, например, принадлежит орган «А.Кавайе-Колль» Большого зала Московской консерватории), который в наибольшей степени приспособлен к исполнению французской романтической музыки конца XIX – начала ХХ века, но, конечно, как всякий большой концертный инструмент, успешно адаптируется к любому историческому и национальному стилю от итальянского или немецкого барокко до всевозможных стилистических ответвлений музыки наших дней.

И, конечно, он великолепно встраивается в «партитуру» симфонического концерта. Такой симбиоз с оркестром, кратно расширяющий тембровое «пространство» музыки, станет, решили устроители, еще одной специфической чертой их смотра, отличающей его от большинства других органных фестивалей, как правило сконцентрированных на органе как таковом.

О том, насколько нынешний фестиваль стал смотром открытий, можно судить по такому списку: Симфония из 29-й кантаты Иоганна Себастьяна Баха, Симфония си-бемоль мажор Иоганна Кристиана Баха, Концерт для органа и струнных ми-бемоль мажор Карла Филиппа Эммануила Баха, Концерт для органа и камерного оркестра «Кукушка и соловей» Генделя, фрагменты из «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке… Таков далеко не полный перечень крупных композиций, прозвучавших в эти дни в татарской столице впервые. Не обошлось и без экзотики, вроде Фантазии Con moto morto для 4-х вёдер, 12 струнных, органа и маленькой заводной обезьянки современного московского композитора Юрия Каспарова (впрочем, вещи вполне серьезной, навеянной событиями 11 сентября 2001 года). Был и случай подчеркнуто личной интонации, когда Евгения Кривицкая в ансамбле с пианистом Константином Емельяновым солировала в эффектно-неоромантическом Концерте Сoincidentia оppositorum («Единство противоположностей») для органа, рояля и двух струнных оркестров Давида Кривицкого – своего отца, которому в эти дни исполнилось бы 85 лет. Ну а «Лабарданс» (помните рыбу лабардан, по-современному треску, которой потчевали Хлестакова?) для чтеца, органа и симфонического оркестра московской сочинительницы Анжелики Комиссаренко по произведениям Гоголя (чтецом выступил Петр Татарицкий) в нынешней своей редакции прозвучал впервые в мире – прежде исполнялась версия для народного оркестра.

Как я уже сказал, фестиваль продемонстрировал удивительную стойкость, даже в нынешних экстремальных условиях сохранив практически всю свою структуру: и белорусский дирижер Дмитрий Матвиенко приехал, чтобы провести программу открытия, и британский маэстро Джереми Уолкер не подвел со вторым концертом смотра, и, конечно, мэтр казанской органной школы Рубин Абдуллин почтил своим участием закрытие фестиваля 26 марта. Не обошлось без отдельных замен – например, вместо дирижера Анны Ракитиной, работающей в Америке и не сумевшей долететь в срок до России, выступил Алексей Уткин. Но даже это обстоятельство в определенном смысле сработало на фестиваль. Так, заменившая французского органиста Жана-Батиста Дюпона россиянка Хироко Иноуэ исполнила вместо диптиха Сен-Санса «Кипарисы и лавры» Концерт для органа, ударных и струнных Пуленка – сочинение, чьи страсть и тревога, пожалуй, даже больше подходят к переживаемому нами сегодня моменту, чем печаль и пафос сен-сансовской композиции. А еще один россиянин Моше-Ариэль Ганелин удивил казанских слушателей роскошной фантазией в духе Мессиана и Дюрюфле на тему татарской народной песни.

Но пора наконец рассказать о той единственной программе, с которой мне удалось познакомится не дистанционно из своего московского далека, а вживую, прилетев в Казань. Как и все остальные программы фестиваля («Триумфальная фантазия», «Музыкальная инсталляция», «Вокруг Баха»), она имела заголовок, заданный ее общим настроем и центральным сочинением афиши – «Поэма огня». Конечно, скрябинский «Прометей. Поэма огня» не относится к партитурам, экзотичным для Казани – хотя бы потому, что именно этот город на протяжении многих десятилетий лидировал в экспериментах, касающихся светомузыки, начало которой было положено как раз этим творением Скрябина. На сей раз, правда, световой составляющей в исполнении не было – но ведь и без нее сочинение несет в себе импульс энергии такого масштаба, что в это мощное поле притягивается целая «солнечная система» партитур.

Даниэль Зарецкий отвечал за органную партию в Прелюдии Рихарда Штрауса, Концерте Генриха Шмидта и «Прометее» Скрябина

Отдадим должное кураторскому чутью Евгении Кривицкой, отнесшей к этой «системе», например, Торжественную прелюдию для органа и оркестра «К открытию Венского концертхауса» Рихарда Штрауса, и в Москве-то звучащую крайне редко, а в Казани пережившую свою здешнюю премьеру. Это ведь тоже яркий образец музыкального модерна, тяготеющего к экстатическому мажору. Правда, в отличие от Скрябина с его моцартианской интуицией, немецкий мастер часто перегружал свои партитуры полифонией, движением и просто звуковой массой – достаточно сказать, что в Торжественной прелюдии органу как таковому оставлены от силы четыре-пять кратких соло, все остальное время он задавлен множеством «толстых слоев» струнных и духовых линий, но уж таков композитор, которому за многие заслуги перед симфонической и оперной музыкой мы платим вниманием и к таким, не главным его опусам.

К еще большим редкостям относится Концерт для органа и струнных соотечественника и современника Штрауса – Генриха Шмидта, руководимого во многом теми же эстетическими идеалами, но в этом сочинении развивавшего скорее стилизаторскую установку модерна (помните Александра Бенуа с его «версальской» серией картин?). Причем делает он это куда наивнее, чем искушенный автор «Ариадны на Наксосе», в итоге мы услышали трогательный в своей эклектике «обзор» стилей от Мендельсона до того же Штрауса, говорящий прежде всего о влюбленности сочинителя во вдохновляющие его образцы, и это детское чувство, бесспорно, по сию пору вызывает к нему слушательскую симпатию.

В двух композициях обошлось без органа – но они «напросились» в программу своей солнечно-огненной тематикой. Это суперпопулярная сюита из «Жар-Птицы» Стравинского и, что особенно любопытно, симфоническая поэма «Фаэтон» Сен-Санса, где композитор решает весьма нетипичную задачу – выстроить образное развитие в направлении «от света к мраку»: от легко-вибрирующих, словно воздух в солнечный день, аккордов и фанфарных кличей к траурному хоралу, символизирующему печальный конец сына Солнца, не справившегося, говоря современным языком, с управлением отцовской колесницей. Концепция, родственная той, что 20 лет спустя вдохновит Рахманинова на написание симфонической фантазии «Утес», хотя вряд ли 20-летний выпускник Московской консерватории мог знать партитуру маститого французского коллеги, но некоторые интонационные параллели просто поражают – а вдруг? Уже за эту интригу – спасибо составительнице программы.

Ну и кульминация вечера, давшая ему название. Правда, здесь у петербургского органиста Даниэля Зарецкого, до того героически тягавшегося в многозвучии со штраусовским оркестром и совершавшего головокружительные прыжки из стиля в стиль в шмидтовской партитуре, количественно меньше работы – только кода, где он вместе с хором (Государственный камерный хор Республики Татарстан под управлением Миляуши Таминдаровой) ответствен за «космическое» раздвижение звукового пространства. Но ведь надо естественно – деликатно и одновременно властно – влиться в эту вселенную, которую до того скрупулезно, по атому-мотиву, по пассажу-дуновению, по акценту-протуберанцу выстраивали оркестр, пианист Мирослав Култышев и дирижер Антон Шабуров.

Пианист Мирослав Култышев (слева) и дирижер Антон Шабуров

Вот, кстати, одно из важных для меня открытий – если Зарецкого и его земляка Култышева я давно знаю по живым исполнениям и записям (в частности, Мирослав солировал в «Прометее», записанном Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева на фестивале «Площадь искусств» в 2016 году), то с Антоном встречаюсь впервые. А ведь это уроженец одного из самых «дирижерских» городов страны – Екатеринбурга, выпускник Геннадия Рождественского в Московской консерватории, к своим 38 годам успевший поработать со многими оркестрами страны и Европы, а сейчас возглавляющий симфонической оркестр такого важного в культурном и всех прочих смыслах форпоста России, как Ростов-на-Дону. Почерк Антона увлек меня дотошным, я бы даже сказал, страстным вслушиванием в детали, которое и заигранную, казалось, до дыр партитуру заставляет светиться по-новому – как будто вместо мутноватого тысячного оттиска гравюры тебе показали первый, со свежей матрицы. Казанский оркестр, способный представать и монолитным целым, и красочной мозаикой групп, и богатейшим спектром сольных тембров, оказался великолепным партнером для такого подхода к партитуре. Хотя иногда эта же детализация и дробила вольное дыхание композиции, но кто ж из нас без недостатков, на которые ведь можно посмотреть и как на указатель, в каком направлении совершенствоваться дальше.

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 11536
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

Он умер в 2014 году. Его фильмография закончилась тогда же. Так живут, работают и уходят в вечность «простые актеры»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Донатас Банионис (Крис Кельвин) и Наталья Бондарчук (Хари) в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Фото: Russian Look/globallookpress.com

В нынешнем апреле будет отмечаться 100-летие со дня рождения великого литовского и советского актера Донатаса Баниониса. Кино — особое искусство, не дающее человеку бесследно кануть в Лету. Можно долго рассказывать...

Теперь для государственного телевидения Алла Борисовна - отрезанный ломоть

Сергей Беднов
Труд
Всеобщая любовь к Примадонне - это миф. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Во вторник, 16 апреля, исполнилось 100 лет Зое Богуславской. О писательнице говорили на разных каналах. «Первый» посвятил ей программу «Золотой век», а «Россия 1» —...

Актер Игорь Гордин – о новом взгляде на булгаковское «Собачье сердце» и другие знаменитые сюжеты

Анна Чепурнова
Труд
Профессор Преображенский (Игорь Гордин – второй слева) и другие участники роковой операции, включая Шарика (собака Граф). Фото предоставлены литчастью МТЮЗа

Премьера «Собачьего сердца», выпущенного в МТЮЗе одним из самых ярких нынешних режиссеров Антоном Федоровым, получила противоречивые отклики. Некоторые критики называют ее лучшим спектаклем сезона, у других постановка...

Культура 00:02 / 19 Апреля 2024 7238
Календарь: 19 апреля

215 лет назад родился Николай Васильевич Гоголь

Труд
Гоголь. Гравюра Ф. И. Иордана 1857 г. с портрета маслом Ф. А. Моллера 1841 г. Фото: © Scherl,globallookpress.com

1563 С печатания «Апостола» — первой русской датированной книги — в Москве начала работать типография первопечатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1783 Императрица Екатерина II подписала...

Сериал «Шерлок» может стать полнометражным фильмом. Дело за исполнителями главных ролей

Труд
Фото: Supplied by Planet Photos, globallookpress.com

О желании снять полнометражный фильм по другому известному сериалу сообщил один из создателей «Шерлока» BBC Марк Гэтисс. По его словам, в этом заинтересована и остальная команда. Но не следует...

Культура 00:01 / 19 Апреля 2024 6912
Бес памяти

На Охтинском мысе в Петербурге экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца

Ирина Смирнова, журналист, Санкт- Петербург
Труд
Александр Беглов, похоже, не желает понимать научную ценность фортификаций XII-XVIII веков. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В Петербурге началось то, о чем археологам и историкам не хотелось даже думать. На Охтинском мысе экскаваторы роют землю под бастионами Ниеншанца. Срубленные деревья падают рядом с табличкой, где написано,...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 6122
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 20:01 / 20 Апреля 2024 6048
Недетские сказки

Участие Джоан Роулинг в работе над сериалом по «Гарри Поттеру» оказалось под большим вопросом

Труд
Фото: Supplied by FilmStills.net, globallookpress.com

Год назад «Труд» писал о намерении онлайн-кинотеатра HBO Max снять сериал по «Гарри Поттеру». Планы были грандиозными: предполагалось, что в проекте будет семь сезонов — по числу книг Джоан...

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Michael Hartmann, globallookpress.com

Про разбитое любовью сердце — это не фигура речи, от сильных любовных переживаний и вправду можно погибнуть. Такое сердечное заболевание доктора назвали синдромом Такоцубо после того, как японская девушка, которую бросил...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?