Африканские страсти и дама без собачки

На экраны выходят два хита Венецианского кинофестиваля

В прокат выходят фильмы двух больших европейских режиссеров — итальянца Маттео Гарроне и француза Стефана Бризе. Оба автора увенчаны наградами национальных кинопремий, оба не раз соперничали между собой на международных киносмотрах. Вот и ленты «Я — капитан» и «(Не) бывшие» столкнулись прошлой осенью в конкурсе престижного Венецианского кинофестиваля, где боролись за «Золотого льва».

Фильм «Я — капитан» Маттео Гарроне сорвал на острове Лидо13-минутные овации публики и был удостоен двух призов жюри: «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премии Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру (Сейду Сарр). Позже «Капитан» получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но уступил пальму первенства внешне холодноватой, но внутренне яростной антифашисткой ленте британца Джонатана Глейзера «Зона интересов», которая острее попала в нерв сегодняшнего дня.

Впрочем, «Капитана» тоже нельзя обвинить в социальной аморфности. Фильм посвящен теме африканских беженцев, которые, спасаясь от нищеты, правдами и неправдами стараются оказаться в сытой Западной Европе. Главные герои фильма- молодые ребята Муса и Сейду живут в Сенегале. Нельзя сказать, что они голодают, их семьям хватает на еду и одежду, но нищий район и жалкие хибары, где дети спят вповалку в одной комнатушке, не сулят им надежд на будущее. Подростки копят на побег, подрабатывая после, а то и вместо школы. В один из дней, посоветовавшись на кладбище с духами предков, они пускаются в путь.

Маттео Гарроне («Таксидермист», Догмэн«, «Гоморра», Пиноккио«, «Сказка сказок») славится тем, что умеет работать в разных жанрах и стилях, на разную аудиторию. В «Капитане» он умело соединяет злободневную социальную проблематику с безотказными приемами захватывающего фильма-путешествия. Подростки вместе с группой беженцев отправятся в дорогу из столицы Сенегала Дакара, по наспех сделанным фальшивым паспортам пересекут границу с Нигером, проедут на раздолбанных машинах по пескам Сахары, надолго застрянут в Ливии, затем на ржавой посудине отправятся покорять Средиземное море.

Путь беженцев растянется на долгие месяцы и окажется усыпан не розами, а трупами. Кого-то поглотят пески Сахары, кто-то умрет по дороге от голода и жажды, кого-то пристрелят бандиты или полицейские (попробуй отличи одних от других!), кто-то найдет смерть в ливийской тюрьме, похожей, скорее, на пыточную камеру, кто-то разуверится в своей мечте и осядет в Триполи на правах бесправной рабочей силы. Наши герои, проявив образцы жизнестойкости, доберутся до вожделенного итальянского берега, где их, скорее всего, ожидают новые круги ада...

Сурово-живописный, с метафорическими вкраплениями фильм Маттео Гарроне, с одной стороны, предупреждает жителей беднейших стран от необдуманных попыток повторить этот страшный путь. С другой стороны, взывает к гуманизму европейцев, которые изрядно устали от беженцев, но, по мнению режиссера, не имеют права отказывать в милосердии униженным и оскорбленным. Еще недавно этот фильм казался бы чересчур далеким от наших проблем, но миллионы украинцев и россиян, рассеянных нынче по всему свету, где они зачастую оказываются на положении людей второго сорта, делают этот сюжет актуальным и для наших широт.

В отличие от «Капитана», фильм Стефана Бризе «(Не) бывшие») избегает актуальной повестки. Он мог быть снят и сегодня, и 50 лет назад. Это камерная любовная история, грустная и нежная мелодия на два голоса. В маленький пустынный городок, затерянный где-то в Бретани, приезжает популярный актер, чтобы поправить здоровье и душевный настрой в местном спа-отеле. Его кинокарьера пошла на спад, попытка найти себя заново на сцене театра закончилась трусливым бегством за месяц до премьеры. С оставшейся за кадром деловитой женой — звездой ТВ, они, судя по всему, вполне ладят, но искры между нами, похоже, уже не вспыхивают...

И вот в этом сонном курортном городке Он встречает Ее. Когда-то они были вместе, но Матье бросил Алис. Она вышла замуж за провинциального врача, родила от него дочь, следила издалека и тайно (муж ничего не знает об их былом романе) за успехами своего экс-возлюбленного. Сама громкой известности не снискала: играет на фортепиано на детских утренниках и семейных торжествах, учит детей нотной грамоте. И вдруг эта запоздалая, через 15 лет, встреча. Ему уже под 50, ей за 40...

В атмосфере фильма есть что-то неуловимо чеховское. Помните: люди пьют на веранде чай, а в это время рушатся их судьбы. Самое интересное, что в первую свою встречу герои пьют в маленьком ресторанчике именно чай, а не шампанское или вино, как это подобает французам. По мере новых встреч первоначальная обоюдная неловкость перерастает в интерес друг к другу. А затем в курортную любовную связь, как это было, к примеру, у Чехова в прекрасном рассказе «Дама с собачкой» и в конгениальном ему одноименном фильме Иосифа Хейфица.

Сюжетная коллизия фильма Стефана Бризе — обладателя 14 национальных и европейских кинонаград, прямо скажем, не нова. Но режиссер обогащает фильм, в оригинале называвшийся «Мертвый сезон», меланхоличными кадрами пустынных пляжей и осенних туманов, потрясающим видами штормящего океана, общей аурой то ли несбывшегося, то ли утраченного, то ли вновь забрезжившегося счастья. И ему в этом здорово помогают актеры — звезды европейского кино Гийом Кане и Альба Рорвахер, которые тщательно прорабатывают на экране все психологические оттенки и нюансы этого неразрешимого любовного романа.

Картина осталась в Венеции без призов, но по итогам рецензий кинокритиков на международном сайте RottenTomatoes рейтинг мелодрамы «(Не) бывшие» составил 100% одобрения. Как, впрочем, высокими оказались и оценки ленты «Я—капитан». Обе эти работы с полным правом претендуют на звание «фильма недели» в нашем кинопрокате.