Топ-5 онлайн-платформ для самозанятых: независимый профсоюз «Новый труд» провел проверку работы автокурьеров

По данным ФНС, в России сейчас насчитывается свыше 10 млн самозанятых; позиция автокурьера для маркетплейсов – одна из самых популярных на рынке труда 

Независимый профсоюз «Новый труд» (НПНТ) провел оценку отечественных онлайн-платформ по степени дружественности к самозанятым сотрудникам. По этому принципу специалисты профсоюза составили рейтинг компаний, предоставляющих курьерские услуги.

Примечательно, что ради подготовки этого списка члены НПНТ в течение всего февраля работали курьерами в Москве. В профсоюзе подчеркнули, что подобные неофициальные трудинспекции являются одним из важнейших направлений деятельности НПНТ. Они позволяют лично оценить условия работы, с которыми сталкиваются самозанятые, и помогают площадкам стать эффективнее с этой точки зрения.

Вакансии самозанятых автокурьеров для маркетплейсов являются одними из популярнейших на рынке труда. Оценив такие важные параметры, как комфортность работы, величину оплаты труда, график, условия работы и рентабельность, специалисты НПНТ составили следующий Топ-5 онлайн-платформ для самозанятых:

1. «ВкусВилл»;

2. OZON;

3. «Сбермегамаркет»;

4. «Достависта»;

5. «Магнит».

Из положительных моментов инспекторами были отмечены отсутствие завышенных требований к потенциальным сотрудникам, гибкий график и возможность самостоятельно выбрать территорию для работы. Также у автокурьеров есть возможность хорошо зарабатывать в те дни, когда много заказов. Наконец, часть сервисов доставки уже ввели для самозанятых сотрудников компенсации за питание, медкнижку и налоги.

Самым изматывающим инспекторы назвали тяжелый физический труд и многофункциональность — в некоторых организациях курьерам приходится тратить много времени и сил на самостоятельную комплектацию заказов. Нередко не учитывается их вес и объем: система маркетплейсов устроена так, что для бесплатной доставки покупателю выгодно заказать как можно больше; в результате курьеры сильно устают.

Среди существенных минусов – нестабильность заказов и высокая комиссия платформ. Много жалоб прозвучало в адрес техподдержки и в связи со сбоями в работе приложений – из-за этого можно отработать весь день, но за вычетом издержек получить копейки. Кроме того, психологически очень сложно всю смену находиться в режиме «тайминга», как это требуется в ряде организаций, где действуют бонусы за скорость и штрафы за опоздание.

С общим анализом итогов инспекций можно ознакомиться на сайте Профсоюза. Как сообщили в НПНТ, эта работа будет продолжена.

Напомним, независимый профсоюз «Новый труд» создан осенью прошлого года. Его задача – защита прав самозанятых и работников платформенной экономики, пользующихся для организации работы цифровыми агрегаторами и платформами. Такие сотрудники пока не попадают под защиту существующего трудового законодательства. В настоящее время, по данным ФНС, в стране насчитывается свыше 10 миллионов самозанятых граждан. Ожидается, что эта цифра в ближайшее время будет только возрастать.

С 2023 года профсоюз проверил условия труда на складах маркетплейсов, в службах пешей доставки, в пунктах выдачи заказов; проанализировал, с какими трудностями сталкиваются самозанятые педагоги-репетиторы, работающие через платформенные агрегаторы.