ЕЩЕ МЫ ДЕЛАЕМ "ВИТРИНЫ" ДЛЯ КУРОРТОВ

Сразу же после Туапсе в правый борт поезда начинает плескать Черное море. И ты торопишь состав,

Сразу же после Туапсе в правый борт поезда начинает плескать Черное море. И ты торопишь состав, и вот уже начинают попадаться пальмы, огромные белые цветы магнолий и раскидистые платаны.
"Южная ночь", "Черные глаза", "Дамские пальчики" и - услужливые ресторанные мальчики. Ты - курортник, ты - временный южанин, гражданин удивительной страны, где даже воробей, как известно, жар-птица.
Сочи встречает тебя великолепным вокзалом. Построенный в двух уровнях, он, точно водопад, выплескивает отдыхающих прямо в гостеприимный город.
Академик архитектуры Алексей Душкин, автор самой красивой станции московского метро - "Маяковской", сумел создать подлинное чудо зодчества, удивительно гармонично вписав вокзальный ансамбль в городскую застройку, и создал вокзал, который сразу меняет наши настроения, настраивая их на активный отдых.
Но сооруженный в 1952 году вокзал с десятилетиями пришел в ветхость. Многие конструкции потребовали замены и укрепления. Главный инженер станции Сочи Владимир Гнатенко рассказал, что, когда рабочие стали проводить демонтаж красной звезды, венчающей шпиль башни, они с ужасом обнаружили, что металлическая конструкция проржавела и держалась только на тонкой полоске металла... Она могла в любую минуту под напором ветра рухнуть.
Железная дорога решила выполнить ремонт вокзала, причем сделать его подлинной "витриной" курортного города, своего рода визитной карточкой. Дело осложнялось тем, что вокзал занесен в книгу памятников архитектуры. Все работы велись здесь только под надзором специальной контрольной организации горархитектуры, выполнялись с соблюдением авторского надзора. Рабочим, реставрировавшим вокзал, пришлось постигать позабытые технологии сорокалетней давности, изучать многие уникальные приемы, которые в несколько раз завысили сметную стоимость ремонта. Мало того, удалось при помощи московских проектных институтов разработать систему укрепления здания, и оно теперь может выстоять даже при землетрясении в девять баллов по шкале Рихтера.
Вокзальный комплекс после обновления получился на славу. Он выдержал натиск снежной стихии, обрушившейся на курортный город в начале этого года.
Вместе с заместителем начальника сочинского вокзала Валентином Босиным и главным инженером станции Владимиром Гнатенко обошли все помещения. Не скрою, впечатления были сильными. Любой европейский курорт мог бы гордиться таким вокзалом. Все, начиная с высокой платформы, построенной специально для удобства пассажиров, и заканчивая фешенебельным рестораном "Белый рояль", выполнено с подлинным мастерством и вкусом. Дизайнеры сумели придать изысканность всем помещениям.
Одним словом, вокзал стал подлинной визитной карточкой, сверкающей "витриной" курорта. Но тут возник один парадокс, который буквально шокировал железнодорожников. После проведенной реставрации красавец вокзал повысил его балансовую стоимость. И городские власти мгновенно подняли планку налоговых платежей. Вокзал, который едва собирал доходов около восьмисот тысяч рублей в месяц, вынужден отдавать городу налог в миллион с лишним! Если бы не товарная станция Сочи, то для вокзала это было бы неподъемной суммой...
Решаясь на выполнение дорогостоящих реставрационных работ, руководство Министерства путей сообщения рассчитывало на поддержку со стороны местных властей. И поскольку те жаловались на нехватку денежных средств, то предложили уменьшить налоговое бремя. Ведь, казалось, все так логично: вокзал - это же не только место прибытия и отправления поездов, несколько железнодорожных путей, он - слагаемое курортного сервиса.
Конечно, железнодорожники могли бы извлекать из вокзальных площадей дополнительную прибыль, сдавая помещения и прилегающую территорию в аренду. Так поступают везде, и суммы прибыли получаются немалые. Но железная дорога не стала так делать: было бы смешно и нелепо видеть на вокзале пестрые палатки лоточников с их турецким ширпотребом...
Администрация Сочи, кажется, этого не хочет понимать. Она отказалась входить в долю с Северо-Кавказской железной дорогой в расходы по реставрации, как поступают в других регионах, в том числе и курортных. Например, в реконструкцию вокзалов в Краснодаре, Минеральных Водах свою лепту внесли и местные органы.
Минувший год стал рекордным по количеству перевезенных в южном направлении пассажиров. После резкого падения пассажиропотока железные дороги исчерпали весь резерв вагонов, в спешном порядке формируя дополнительные поезда, удлиняя уже курсирующие. А ведь пассажир едет на юг не с пустыми карманами карманами. Денежки оседают в курортных зонах, пополняя местный бюджет. Так, может быть, есть смысл чуточку бережнее относиться к предложениям, которые дает железная дорога?