02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОЧЕРЕДНЫЕ ГРАБЛИ?

Жогова Анна
Опубликовано 01:01 29 Апреля 2003г.
Похоже, что наступившее тепло заставило многих забыть о зимних холодах и сумерках. Многих, но не правительство РФ, которое активизировалосьв проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства. Недавно оно утвердило проект нового Жилищного кодекса, который, скорее всего, будет в начале лета внесен в Государственную Думу. Документ является очередным звеном в цепи реформаторских идей правительства, касающихся жилищно-коммунальной сферы. О проблемах этой жизненно важной отрасли и возможных последствиях ее реформирования мы попросили рассказать заместителя председателя Госдумы РФ Геннадия СЕМИГИНА.

- Геннадий Юрьевич, в апреле произошло несколько событий, касающихся жилищно-коммунального хозяйства страны, а значит, всех нас. Госдума приняла в третьем чтении с небольшим перевесом (всего в несколько голосов) предложенный правительством Закон "Об основах федеральной жилищной политики". Судя по результатам социологических опросов, большинство россиян весьма неодобрительно относятся к предлагаемым нововведениям. Тем не менее в прошлую среду Совет Федерации одобрил данный закон. Оправданна ли такая поспешность?
- Без сомнения, реформа нужна чрезвычайно, в жилищно-коммунальном хозяйстве накопилась критическая масса проблем. Тарифы в ЖКХ растут опережающими темпами, люди не успевают привыкнуть к одним ценам на жилье и коммунальные услуги, как устанавливаются новые, еще более высокие. Коммунальное хозяйство остро нуждается в средствах на модернизацию инфраструктуры, износ которой составляет по разным оценкам от 50 до 60 процентов. Отсюда и крайне низкое качество услуг, предоставляемых населению. В стране немного регионов, где зимой обошлось без размораживания водопроводов или теплосетей, где не было бы перебоев с электроснабжением. Так называемые веерные отключения уже стали печальной традицией.
Жилищно-коммунальное хозяйство остается чрезвычайно затратным, и в нынешних условиях у обслуживающих предприятий нет стимулов для снижения расходов.
Приведу несколько цифр. Стоимость производства кубометра воды у нас на треть выше, чем в среднем по Европе. Неучтенный расход воды колеблется от 15 до 30 процентов. Суммарные потери в теплосетях достигают трети от выработанного тепла. Во многих управлениях жилищно-коммунального хозяйства отсутствует элементарный порядок. В результате 60 процентов предприятий ЖКХ остаются убыточными.
- И что же предлагает правительство? Осуществить необходимые преобразования за счет жильцов?
- В принципе - да. Государство уверяет всех нас, что содержать полуразрушенное жилищно-коммунальное хозяйство оно не в состоянии. Поэтому оно стремится сбросить с себя ответственность за состояние этой жизнеобеспечивающей сферы. И хотя в ходе рассмотрения изменений в Закон "Об основах федеральной жилищной политики" депутаты пытались внести улучшающие его поправки, закон был принят фактически в правительственном варианте. В результате ущемляются интересы большинства граждан, и в первую очередь наименее обеспеченных слоев населения. Судите сами. Плату за коммунальные услуги будут брать со всех одинаково в размере до 22 процентов доходов семьи. Если стоимость жилья и ЖКУ окажется больше, люди получают право на предоставление адресной субсидии. А если меньше, то помощи ждать неоткуда. Хотя для семей с невысокими доходами отдать пятую часть заработка или пенсии - большая проблема. А жить-то после этого на что?
Кроме того, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг лишаются родственники, проживающие с ветеранами, хотя для многих семей, особенно в условиях массовой безработицы, такие льготы просто необходимы для того, чтобы выжить. Именно жильцам придется теперь оплачивать содержание и ремонт общественного имущества - лифтов, подъездов, коммуникаций - какими бы изношенными они ни были. А ведь в стране огромная часть жилого фонда не ремонтировалась с начала экономических реформ.
- Геннадий Юрьевич, люди боятся, что за неуплату по коммунальным счетам их будут просто выселять из домов. Обоснованны ли такие опасения?
- К сожалению, они вполне оправданны. По закону жильцы не имеют права отказаться от оплаты даже фактически непредоставленных услуг, при этом за задержку оплаты начисляются пени. Неуплата за государственное жилье и коммунальные услуги в течение полугода может повлечь за собой повестку в суд, принудительное выселение с предоставлением жилого помещения по нормам общежития. Правда, остается совершенно непонятным, где в стране найдется столько общежитий и что государство будет делать с высвобождающейся жилплощадью. Не говоря уже о том, что процесс выселения может принять массовый характер с непредсказуемыми последствиями.
Совершенно неправильно, что закон, по сути, не создает гарантий защиты от произвола обслуживающих организаций, многие из которых на рынке коммунальных услуг остаются монополистами. Не определено в нем, кто вообще будет нести ответственность за жизнеобеспечение граждан.
- Так и напрашивается вывод, что реформа ЖКХ - это не только серьезная экономическая, но и политическая проблема. Есть ли возможность разрешить ее более мягко, без непоправимых социальных последствий?
- Не только можно, но и нужно. Прежде всего реформу надо скорректировать так, чтобы не допустить резкого роста коммунальных тарифов. В этой связи было бы целесообразным разработать и установить законодательно государственные стандарты качества ЖКУ, предельные нормы их оплаты потребителем, порядок расчета тарифов для каждого вида услуг. В настоящее время тарифы устанавливаются зачастую произвольно, исходя из затрат обслуживающих организаций. От этой порочной практики, безусловно, нужно уходить.
Люди не должны опасаться и того, что их могут выселить за неуплату. Нужно законодательно разрешить гражданам не оплачивать фактически непредоставленные услуги. Заставлять семьи, всю зиму проведшие без отопления, оплачивать тепло, на мой взгляд, просто кощунственно. Да еще и под угрозой выселения за неуплату! Это совершенно неприемлемо для социального государства, каковым Российская Федерация является по Конституции. Я считаю, что для снабжающих организаций должна быть введена жесткая административная, вплоть до уголовной, ответственность за незаконное отключение подачи в жилые дома электроэнергии, тепла, воды и газа.
Начинать реформу нужно с создания условий для технического перевооружения жилищно-коммунального хозяйства, сокращения издержек в системе ЖКХ. Только на этом пути можно добиться существенного улучшения качества предоставляемых услуг. Не обойтись и без введения системы государственного и муниципального заказа на жилищно-коммунальные услуги, размещаемого на конкурсной основе.
- Кажется, модернизировать ЖКХ собирается и РАО "ЕЭС России", создающее новую компанию "Российские коммунальные системы"?
- Такая компания действительно создается, и РАО ЕЭС выступает в качестве одного из ее соучредителей. Открытым остается вопрос, насколько готово само РАО решать производственные задачи. Проще всего скупить за долги убыточные предприятия ЖКХ, создав в стране еще одного монополиста. Суть же реформы как раз в обратном - в сфере ЖКХ требуется создать конкурентную среду, чтобы потребитель мог выбирать.
- Геннадий Юрьевич, известно, что в некоторых странах неплохо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия жильцов, как товарищества собственников жилья (ТСЖ). Перспективны ли такие объединения?
- Думаю, что такая форма самоорганизации людей вполне перспективна. В то же время считаю, что государство должно создать стимулы для добровольного объединения жильцов в товарищества собственников жилья. Почему, например, не ввести льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг жильцам, объединившимся в такие товарищества, на срок от одного года до трех лет. Сейчас люди не очень охотно идут на создание ТСЖ потому, что боятся роста оплаты за жилье, не хотят платить за ремонт запущенных подъездов, неработающих лифтов. А проблема вполне решаема. Есть, например, опыт капитального ремонта зданий за счет государства перед их передачей в собственность ТСЖ, и он довольно успешный.
Обязанность по установлению приборов учета потребления жилищно-коммунальных услуг перед их передачей ТСЖ также должно взять на себя государство. После установки таких приборов нужно законодательно обязать обслуживающие организации рассчитывать стоимость услуг только по счетчикам. А то ведь у нас что получается? Люди на свои средства установили приборы учета, а счета на оплату им приходят, исходя из средней нормы потребления в данной местности. Кто же после этого захочет объединяться в ТСЖ? Необходимо отработать и систему компенсации ТСЖ льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуются объединившиеся в них жильцы. Должно быть обеспечено и выполнение требований федеральной целевой программы "Жилище" по установлению налоговых льгот организациям, занятым обслуживанием жилья. В частности, можно было бы освободить ТСЖ от уплаты НДС и ЕСН, например до 1 января 2005 года. В настоящее время от уплаты этих налогов освобождены только ЖСК и только до 1 января 2004 года.
- И все-таки есть ли будущее у реформы?
- Только при условии, что все мероприятия будут проводиться для людей, в их интересах. В противном случае государство еще раз наступит на те же грабли, на которые оно уже не раз наступало. Люди поверят в преобразования, если увидят, что они осуществляются действительно с целью облегчить им жизнь. В противном случае самые благие намерения будут обречены на провал.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников