ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ ИСТОРИЮ?

...Или сочиняют ее в угоду коньюнктурным политическим целям, под давлением экономической зависимости? На эти и другие вопросы искали ответы участники второго Евразийского медиа-форума в Алма-Ате

Это крупное международное мероприятие проходило в атмосфере споров. Несмотря на принадлежность к единому профессиональному племени, единомыслия у журналистов не наблюдалось. Споры шли и о роли журналиста, и о нынешних взглядах на мир, и о том, как следует освещать быстроменяющуюся ситуацию. Правда, нельзя не отметить главного: большинство участников дискуссии объединяло (по крайней мере декларативно) понимание приоритета общечеловеческих ценностей.
Как и в прошлом году, в Алма-Ату приехали журналисты и политики почти из 50 стран. И вновь отправной точкой в дискуссиях послужили события в "горячих точках". Первый Евразийский медиа-форум проходил под знаком геополитических перемен после трагических событий 11 сентября, нынче он состоялся после свержения американо-британской коалицией режима в Ираке.
- Тема нынешнего форума, связанного с региональной безопасностью и ролью средств массовой информации в этом процессе, актуальна, как никогда, - подчеркнул на открытии конференции президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. - Роль слова и образа не только в понимании, но и в конструировании безопасности становится важным фактором, как и собственно военные компоненты. Столетие назад Фридрих Ницше сказал: "Факты не существуют - есть только интерпретации". Это, может быть, некоторое преувеличение, но - с большой долей истины.
- Сейчас самое подходящее время для обсуждения сложных вопросов, вызванных военным конфликтом, ведь острые послевоенные проблемы только возникают и требуют своего разрешения, - сказал модератор первой же дискуссии, известный телеведущий из США Риз Хан.
Актуальность (при кажущейся дежурности) этой фразы в первый же день косвенно подтвердил заместитель генерального секретаря НАТО бельгиец Жан Форне. Он вел себя как дипломат, а не участник медиа-форума, избегал комментариев по поводу событий в Ираке, и вообще чиновники от НАТО уходили от острых вопросов представителей масс-медиа.
В конструктивное русло дискуссия вошла на второй день, впрочем, уже без участия натовцев. И выяснилось, что "спор единомышленников" тоже может вести к поиску истины. Хотя сторонников американского способа силового принуждения к демократии в зале практически не осталось, все же представления о войне в Ираке, о роли журналистов в таких конфликтных ситуациях далеко не всегда совпадали. С ходу прозвучали две, на первый взгляд, взаимоисключающие мысли - "журналисты пишут историю" и "СМИ мифологизируют ход событий в мире". Генеральный директор казахского агентства "Хабар" Владимир Рерих обратил внимание на новое, по его мнению, качество освещения событий, возникшее в ходе боевых действий в Ираке: отметена героизация войны - этим журналистика раньше "грешила".
Оппоненты были даже у выдающихся (и уже потому влиятельных) деятелей культуры. На сетование постоянного представителя Казахстана в ЮНЕСКО Олжаса Сулейменова по поводу того, что эта организация поздновато спохватилась, желая спасти "культуру Ирака, культуру всего человечества", - последовал упрек другого выступавшего: ЮНЕСКО, мол, заранее обеспечило американцев сведениями о культурных ценностях этой страны. Возникли споры о мародерах, ограбивших музеи Багдада и его библиотеку - вторую, по словам Сулейменова, после Александрийской "по богатству книжных ценностей". Одни считают, что мародеры - местные жители, не ведающие, что творят. Другие - будто их привезли американцы, чтобы дискредитировать народ Ирака. Третьи подозревают в разграблении культурных ценностей некий далекоидущий замысел. Особыми доказательствами не утруждала себя ни одна сторона...
Возражали и известному киргизскому писателю, нынче послу этой республики в Бельгии Чингизу Айтматову, который считает, что "одна из главных причин пробуждения терроризма, помимо религиозных, идеологических и других - это бедность стран". По мнению же других участников медиа-форума, сие утверждение сомнительно, поскольку, например, Испания, несмотря на относительное материальное благоденствие, "заражена" террором - с властью там воюют баски. Да и бен Ладена бедным не назовешь.
По мнению российского журналиста Виталия Третьякова, у войны в Ираке много признаков столкновения цивилизаций. На это он получил встречный вопрос: как тогда расценить гуманитарную катастрофу в некоторых странах Африки, где в ходе столкновений "в рамках" одной расы погибли миллионы человек?
Дискуссия о пропагандистском влиянии прессы на умы, о роли журналистов в воздействии на общественное мнение привела к рождению неожиданной концепции, выдвинутой шефом московского бюро телекомпании "Аль Джазира" Акрамом Хазамом. На его взгляд, "мы стали заложниками лжи с обеих сторон" - США и Ирака. Войны, считает Хазам, по сути, и не было.
- События там напоминают хорошо поставленное шоу, - говорит он. - Есть большая игра и большая сделка режима Хусейна и администрации Буша. Ну, например, мировые средства массовой информации растиражировали сообщение о десяти страшных днях битвы за город Умм-Каср. На самом деле, когда наши телевизионщики попали туда, никаких разрушений не обнаружили. То же происходило в Басре.
"Повисли в воздухе" без однозначных ответов разговоры о том, является ли Буш лидером западной цивилизации; что мы имеем в виду под понятием "Запад"; как понимать "патриотичность" журналиста и многое другое. Но вот тот факт, что мир стремительно изменяется и требуются новые подходы к пониманию процессов, их освещению, - сомнений не вызывал.
- Для адекватного освещения тех или иных мировых процессов необходимо прежде самим понять, что происходит вокруг нас, вникнуть в саму суть происходящего, - говорит председатель оргкомитета медиа-форума, президент Евразийского центра стратегических исследований Дарига Назарбаева...
Размышления о "геополитической роли" масс-медиа перетекли в обсуждение чисто профессиональных вопросов.
- Борьба с терроризмом привела к появлению законов, которые осложняют работу журналистов, - заметил председатель британского отдела Международного института прессы Питер Престон.
Дискуссия о проблемах цензуры и свободы слова была эмоциональной, ей явно не хватало конструктивности. Вместо анализа причин на сей раз звучали в основном обвинения. Происходило столкновение доводов и контрдоводов по частным случаям. Некоторые представители масс-медиа эмоционально сыпали обвинения в адрес региональных властей, в том числе и российских. Остудить пыл попытался известный литовский журналист Вилюс Каваляускас, заявивший, что "надо издавать газеты, а не политические бюллетени".
- Хотя, возможно, мне очень хочется побить моего оппонента где-нибудь на темной улице, публично я все же должен быть журналистом, - сказал он. - Масс-медиа должны обезопасить себя лишь с помощью закона.
Все же в конце концов, как показалось, был услышан призыв Дариги Назарбаевой к взаимопониманию, толерантности. Все мы - и власть, и журналисты - еще только учимся демократии, заметила она.
- Есть ли в зале святой человек? - с улыбкой задала Назарбаева риторический вопрос, и ответом было улыбчивое молчание - знак согласия.
На многие далеко не риторические вопросы тоже не прозвучали ответы, но может ли быть иначе? Поиск истины в сложном, стремительно меняющемся мире - дело сложное. И необходимое: усилия четвертой власти призваны помочь миру не забрести неизвестно куда - это звучало весьма отчетливо, объединяя участников медиа-форума.