ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ: РОССИЯ ВЫЗДОРАВЛИВАЕТ

Гергиев частенько опаздывает- даже на спектакли и концерты. Опоздал и на эту нашу встречу. Это не то что стиль - просто маэстро живет в совершенно запредельном ритме, прямо с самолета несясь к дирижерскому пульту или на пресс-конференцию, а оттуда- снова на самолет или поезд...

- Валерий Абисалович, в нынешнем году в связи с 300-летием Петербурга ваш традиционный фестиваль "Звезды белых ночей", стартующий 5 мая, обрел совершенно циклопический размах: три месяца концертов и спектаклей... Кого вы пригласили на праздник?
- Это гастролеры уровня "Нью-Йорк сити балета", Гамбургского балета под руководством Джона Ноймайера, Лондонского Королевского балета... Замечу: мы не эгоисты. В этом году карта фестиваля включит в себя, помимо Петербурга, также Выборг, Ивангород, Калининград, Псков и Москву. С первопрестольной мы "поделимся" концертом одного из лучших оркестров мира - Венского филармонического, который здесь много лет не слышали. Ждите его приезда в конце июня.
- Какие новые работы представит Мариинский театр?
- Ставим оперу Чайковского "Чародейка" - совместно с лиссабонским театром "Сан-Карлуш". Эта идея родилась у нас со знаменитым английским режиссером Дэвидом Паунтни. Спектакль уже показан в Поргугалии - так хотел Паунтни. Не то чтобы он боялся русской публики, но все же предпочел "обкатать" его на Западе. Тем более что западному зрителю эта опера знакома мало... Покажем и "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Большим достижением считаю постановку "Демона". Два месяца назад состоялась премьера оперы в Париже. Очень порадовали режиссер Лев Додин, художник Давид Боровский, но больше всех - сам автор, Антон Григорьевич Рубинштейн, чья музыка за сто с лишним лет ничуть не потеряла своей свежести... Ну и особо хочу сказать о завершении работы над тетралогией Вагнера "Кольцо Нибелунга". Петербург - единственный русский город, где в начале ХХ века шел весь грандиозный оперный цикл, теперь наша публика вновь увидит его - впервые за сто лет. Мы так давно ждали этого момента, что мне уже было почти все равно, с кем из режиссеров ставить: с немцем Йоханнесом Шаафом или с нашим Владимиром Мирзоевым (Гергиев контактировал и с тем, и с другим, но в итоге тетралогия предстанет в режиссуре, фактически выполненной самим дирижером. - С.Б.). Художественное решение Георгия Цыпина - совершенно революционное. И единственное, чего опасаюсь, - насколько оно сочетается с техническими возможностями нашей устаревшей "матчасти", когда декорации поскрипывают, а страховочные канаты бросаются в глаза...
- Как вам удается собрать мощное созвездие фестивальных исполнителей - это ваши менеджеры работают или сами снимаете трубку, звоните, допустим, Ноймайеру: дорогой Джон, приезжай!..
- И то, и другое. Огромное значение имеют личные контакты, дружба, сложившаяся за десятилетия профессиональной деятельности. Посмотрите: те же люди, которые участвовали в первом фестивале "Звезды белых ночей" в 1993 году, участвуют и в нынешнем, одиннадцатом: и Башмет играет, и Бородина поет... Хотя какие трудные были годы. Казалось бы, многие за это время могли уехать за границу - но вот не уехали. А если кто-то и имеет квартиру в Европе, как, например, Володя Галузин, то Мариинскому театру все равно остался верен. Эти артисты - наш золотой фонд. Такой Герман в "Пиковой даме", как Галузин, появляется раз в 20 лет. Считаю, что мы обязаны сделать о нем фильм, снять ленту об Ульяне Лопаткиной... Вот сейчас открываем петербургский фестиваль оперой "Война и мир". Эта постановка, объехавшая уже пять-шесть стран, до сих пор считается сенсационной. Кто-то говорит: просто режиссер Андрей Кончаловский очень любит раздавать интервью, привлекающие внимание к этой его работе. А я думаю, что здесь заслуга не только Кончаловского, но и еще такого человека, как великий русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, как мариинские артисты.
- На днях вы встречались с президентом России Владимиром Путиным, обсуждали перспективы государственной поддержки ведущих музыкальных коллективов. Как это поддержка сказалась конкретно на Мариинском театре?
- Прежде всего хочу сказать, что указ президента о поддержке Большого, Мариинского театров, знаменитых оркестров, консерваторий - это очень мужественный шаг. Россия - огромная страна, сразу все не поднимешь, с чего-то надо начинать. Но нынче мы уже живем не в той России, что была в начале 90-х. Тогда на наши постановки мы практически не получали денег не только от государства, но вообще от россиян: средства шли почти исключительно из-за границы. Теперь идет выздоровление общества, становятся реальными проекты, которые еще недавно казались фантастикой. Уже нельзя обвинять во всех бедах Кремль... Опера и балет - дорогостоящие искусства. Не менее чем зальцбургская или нью-йоркская, наша публика хочет видеть лучших артистов планеты. Мы приглашали их и раньше - например, уже на протяжении трех лет зрители балетного фестиваля наблюдают выступления фактически самых талантливых танцовщиков мира. В этом смысле наши цели не изменились, но возможности теперь возрастут. Кроме того, сдвинется наконец с мертвой точки ожидаемая реконструкция исторического здания Мариинского театра. Раньше если какие-то копейки и попадали к нам, то где-нибудь к 27 декабря, когда их и освоить-то невозможно. Но сейчас уже известны результаты тендера на право производства работ. А в конце июня должны быть подведены итоги архитектурного конкурса на проект Новой сцены. Ожидаются 11 работ, и я как сопредседатель жюри сгораю от нетерпения - что же нам предложат.
- Как бы вы прокомментировали идущие в столице пересуды: вот, Гергиев осуществляет у нас один за другим все более амбициозные проекты - открывает Дом музыки, проводит Пасхальный фестиваль, этак скоро и всю музыкальную Москву под себя подомнет...
- Отвечу вам вопросом на вопрос: а почему я открываю сезон в нью-йоркском театре "Метрополитен"? Почему открываю Моцартовский фестиваль в Зальцбурге? Наверное, я и эти города под себя "подминаю". Вчера вот дирижировал в лондонском "Ройял Фестивал Холле" концертом в честь 300-летия Петербурга... На самом деле больше всего на свете люблю свою страну и российскую публику. И с огромной радостью играл бы чаще в Большом зале Московской консерватории - но пока чаще зовут в Лондон. Вот в чем парадокс. Не все зависит от меня. Мариинский театр готов (когда начнется реконструкция) отправиться в долгожданные гастроли по российской провинции. У нас есть по меньшей мере 40 спектаклей, которые мы в состоянии вывезти и которые не оскорбят ни чести театра, ни вкуса отечественных зрителей.
- 2 мая вам исполнится 50 лет, но что-то не заметно предъюбилейной шумихи, которая сопровождает круглые даты иных именитых артистов.
- Я и не стремлюсь привлечь к этой дате внимание. Да, композиторы Гия Канчели и Александр Раскатов посвятили мне свои новые сочинения, которые я, конечно, с огромной радостью исполню. На большее не решился хотя бы потому, что знаю, какой и без того напряженный график жизни у моих коллег по Мариинскому театру. Думаю, мы найдем с ними время, чтобы после спектакля за кулисами налить по бокалу вина. А сам день рождения хочу провести в Северной Осетии, на родине моих предков...