ДЛИННАЯ. ЗЕЛЕНАЯ. ПАХНЕТ МАНДАРИНАМИ

Бегу по привокзальной площади - есть перспектива опоздать на электричку: через пять минут

Бегу по привокзальной площади - есть перспектива опоздать на электричку: через пять минут отправление, а у меня еще и билета нет. Спрашиваю пожилого гражданина, где касса. Тот изумленно поднимает брови:
- Какая касса, дорогой? Видишь, вокзал разгромлен. Иди на перрон, садись в вагон и поезжай. Билеты там купишь.
- На каком пути поезд?
- Какой путь, дорогой? Как войдешь на перрон - смотри и увидишь.
Рядом с разрушенным в свое время снарядами сухумским вокзалом электропоезд смотрится си-ротливо. Раньше из Сочи в Сухуми и дальше, в Тбилиси, ехали толпы народу. Грузовые и пассажирские поезда шли один за другим, а о путешествии вдоль кромки Черного моря мечтал каждый отдыхающий. Красота, конечно, осталась. И рельсы никуда не делись. Только война 1992-1993 годов между Грузией и Абхазией поставила было жирный крест на железнодорожном сообщении. Электричка - первая ласточка. Вот она! Хватаюсь за поручни...
Народу в вагоне мало. Человек 15. Не сезон. Осенью, говорят, тут было не протолкнуться.
- На автобусе добираться до Сочи быстрее. Почему вы выбрали электричку? - подсаживаюсь к женщине, которая представилась Ириной.
- Да тут проезд чуть не в три раза дешевле. До Сочи всего 20 рублей. Лари? Лари - в Грузии, а в Абхазии только рубли в ходу. Я не работаю - негде. На что живу? Вожу овощи и фрукты со своего огорода в Сочи на продажу. На вырученные деньги покупаю там муку, сахар, крупы, разные детские товары. Часть оставляю себе, часть несу на рынок. На эти деньги и живу с сыном и дочкой. Каждая копейка на счету.
- На электричке выгодно, - подключается к разговору пожилой мужчина с коляской. - Тут можно больше груза провезти, на автобусе за одно место багажа платишь чуть не как за себя - 30-40 рубликов. Бешеные деньги получаются. А здесь - нормально. Двадцатку отдал за билет, и кати до Сочи со всем своим скарбом. 15 - до Псоу. У меня пенсия даже после стопроцентного увеличения - 60 рублей в месяц. Как на них прожить? Если б не огород, не знаю, как бы со старухой выжили...
- Но сейчас ведь не сезон. Мандаринов нет, огурцы, помидоры не поспели... Что продавать?
- Соления всякие, вино, цветы уже появились...
Чтобы добраться из Сухуми в Сочи по железной дороге, надо затратить около семи часов. На автомобиле этот путь преодолевается за полтора часа, на автобусе - за два-три. Почему электричка идет непривычно медленно? Все дело в том, что она здесь не мчит по рельсам, а в буквальном смысле пробирается по ним. Стальные пути, шпалы, насыпь за десять послевоенных лет пришли в плачевное состояние. Их кое-как привели в относительный порядок. Легкую электричку из трех-четырех вагонов дорога выдерживает - и люди не нарадуются.
- Если электропоезд во всех отношениях выгоден, то по-чему грузинская сторона так возмущалась, когда его пустили? - обращаюсь к милиционеру, который мирно наблюдает за моим разговором с пассажирами.
- Грузины всегда возмущаются, когда у абхазов что-то хорошее появляется, - невозмутимо отвечает страж.
- Но ведь возмущения той стороны очень конкретные. Лидер бандитской группировки "Лесные братья" Давид Шенгелия пригрозил взорвать электричку, за что удостоился высокой похвалы председателя пар-ламента Грузии Нино Бурджанадзе. Она даже сравнила его... с советской партизанкой Зоей Космодемьянской. Вы не боитесь провокаций?
- Если бояться, то и жить незачем.
- А миротворцы из стран СНГ, которые дислоцируются в Абхазии, помогают вам обеспечивать безопасность?
- Они к электричке не имеют никакого отношения. Каждый поезд сопро-вождают абхазские милиционеры - так положено. Пока никаких инцидентов не было.
Напомню, что грузинские власти напрямую связывали пуск электрички с пребыванием миротворцев СНГ в Абхазии и даже пообещали не продлять им мандат, если железнодорожное сообщение между Сочи и Сухуми не будет прекращено. Высокие чиновники из Тбилиси увидели в этом покушение на суверенитет своего государства и происки России - ни больше, ни меньше. Сейчас страсти улеглись. Оказалось, к пуску электрички никакого отношения не имеют ни миротворцы, ни российские официальные органы, в частности Министерство путей сообщения РФ. Электрички продолжают ходить. Больше того, если поначалу был один поезд, то теперь их два - абхазский и российский. Оба - коммерческие, то есть частные. Бизнесмены есть бизнесмены. Они, бывает, иногда идут впереди политиков.
... Электричка замедляет ход. Станция Гумиста. Здесь проходил фронт противостояния грузинских и абхазских вооруженных формирований. Дальше знакомые всем остановки - Новый Афон, Гудаута, Гагра, Псырцха. В Псоу длитель-ная остановка - пограничники и таможенники просят всех выйти из вагонов. Досмотр электропоезда продолжается около часа. На автомобильном и пешеходном пропускных пунктах, чтобы пересечь границу, в очереди можно простоять и полдня. Особенно когда наступает сезон созревания мандаринов и прочих фруктов и овощей на благодатной абхазской земле. Все это добро люди перевозят на тележках, в сумках и, конечно же, надеются, что по железной дороге вдоль Черного моря когда-нибудь пойдут грузовые и пассажирские поезда из Сочи в Сухуми и дальше - в Тбилиси. Уже международные.