До недавнего времени монополистом изготовления таких машин являлся Каховский завод электросварочного оборудования. Это и неудивительно. Общеизвестно, что в советское время работавший на Украине академик Патон успешно занимался внедрением в промышленность новых способов сварки. В том числе и контактной. Вполне естественно, что конкурировать с украинскими предприятиями, производящими сварочную продукцию, россиянам до поры до времени было трудновато. Приходилось закупать каховские агрегаты К-190 и К-1000. Все бы ничего, но эти машины в настоящее время малость устарели. По свидетельству специалистов, в машинах, изготавливаемых Каховским заводом, имеется ряд недостатков: неудачно скомпонована силовая электроустановка, усложнена система контроля за процессами сварки.
Казалось, что нашим строителям железных дорог придется с этим смириться, но... В 1998 году ОАО "Псковский завод тяжелого электросварочного оборудования" по заказу Министерства путей сообщения Российской Федерации приступило к разработке и изготовлению машин для контактной сварки рельсов. Псковский завод, входящий в группу компаний "Технология металлов", был введен в строй еще в 1973 году. В настоящий момент он является одним из ведущих предприятий, специализирующихся на изготовлении, разработке и внедрении автоматизированного, электросварочного и другого нестандартизированного технологического оборудования. В номенклатуру его продукции входит более пятисот наименований, которые охватывают практически все отрасли промышленности: металлургическую, нефтегазовую, энергомашиностроение, "оборонку", нужды МПС и так далее. Неудивительно, что уже в мае 2000 года базовая модель серии машин МСР-6301 была опробована в промышленной эксплуатации. Затем начался серийный выпуск сварочных комплексов.
Сравнительный анализ российского и украинского агрегатов показал, что псковские сварочные машины не только не уступают, но и по ряду параметров превосходят каховские. В частности, разработчики нашей машины улучшили компоновку силовой установки, чем дали возможность эксплуатационникам и ремонтникам получить свободный доступ к шинам вторичного контура для ремонта и обследования. В машинах Каховского завода такая возможность не предусмотрена.
Кроме того, система оперативного контроля и управления у псковичей построена на базе промышленного компьютера, существенно облегчающего весь рабочий процесс. Чтобы работать в режиме сварки и контролировать ее процесс, надо овладеть минимумом компьютерных навыков. Исследования специалистов ВНИИЖТа показали, что "... качество сварки на контактной машине МСР-6301 соответствует требованиям нормативно-технической документации и находится на уровне лучшего зарубежного сварочного оборудования". Важно также, что российские сварочные комплексы ощутимо дешевле украинских.
Псковичи уже поставили строителям скоростных железных дорог шесть машин для контактной сварки рельсов. Но могли бы сделать и больше - будь на то соответствующие заказы. А это возможно. В 2002 году МПС закупило у Каховского завода 15 аналогичных агрегатов.
Конечно же, потребность в отечественной продукции на российском рынке имеется. В середине прошлого года между МПС и Псковским заводом тяжелого электросварочного оборудования был подписан протокол о сотрудничестве. Начиная с января 2003 года псковичи поставят для российских железных дорог 12 машин контактной стыковой сварки рельсов. Согласно этому же протоколу, группа компаний "Технология металлов" выступила гарантом выполнения обязательств завода.
Будем надеяться, что в скором времени строители скоростных железных дорог будут широко использовать отечественные машины для контактной сварки рельсов. Для оптимизма есть все основания.