- Трудно найти маму и папу, которые бы недооценивали значимость выбора школы для своего ребенка. Безусловно, важно, где, в какой (по уровню репутации) школе и с кем будет учиться ваш ребенок. Но ничуть не менее значимо, насколько он сам готов к учебе.
Что включает в себя психологическая готовность? Во-первых, ребенок должен быть способен принять роль школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав - занять новое положение в обществе. Это выражается в позитивном отношении ребенка к школе, учебе, к себе в новой роли. Оптимальный "девиз" для ребенка: "Я хочу учиться!" Во-вторых, - волевой компонент, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением, памятью. К школе у ребенка должна быть сформирована структура волевого действия: постановка цели, принятие решения, выработка плана действия, исполнение, усилие по преодолению препятствий, оценка результата. Лучший девиз: "Я умею трудиться!" И наконец, в-третьих, интеллектуальный компонент, причем речь не просто о словарном запасе. Важно развитие познавательных процессов: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. ("Я стремлюсь узнать!") Итак, необходима триада внутренних установок: "хочу-умею-стремлюсь"!
Делаем практические выводы:
1. Создаем оптимальные условия. Готовить ребенка к школе надо: а) дождавшись благоприятного момента для занятий, когда ребенок заинтересуется; б) переключая внимание уставшего ребенка на что-то другое; в) умень начать самому, чтобы ребенок, подключившись, продолжил.
2. Соблюдаем правила игры. Распространенная ошибка: предъявление претензий типа "Что ты, как маленький, - в детском саду не наигрался?!" Представьте себе - не наигрался! Запомним: игровая деятельность остается ведущей, а значит - обучаем его, только играя.
3. Организуем и направляем процесс. Лучшая подготовка к школе - занятия ребенка под руководством родителей: игра, рисование, лепка, конструирование, аппликация, оригами, сочинение сказок... Именно так воспитываются воля, упорство, целенаправленность деятельности ребенка. Главное при этом - не подавлять его инициативу, а помочь ребенку поверить в себя и полюбить учиться.