ЧЕТЫРЕ ГОДА БЕЗ ЛЕБЕДЯ

В одном из своих последних интервью он обмолвился: "Мне по хрену, где меня похоронят. Везде наша российская земля!" Вчера на Новодевичье кладбище, где покоится генерал, пришли близкие и друзья Александра Ивановича, - это уже стало скорбной традицией. Никаких специальных приглашений не делали, мероприятие никак не афишировалось - пришли лишь те, кто действительно его помнит.

Мы насчитали поначалу несколько десятков человек - ни одного высокопоставленного чиновника, зато, судя по разговорам, здесь были друзья и соратники генерала со всей России - из Красноярска, Кубани и даже Приднестровья. Вдовы Александра Ивановича мы среди них не заметили. "Инна Александровна всегда приходит к 11 утра", - пояснил нам близкий друг Лебедя, его биограф Владимир Полушин. Вдова генерала действительно вошла в ворота Новодевичьего кладбища ровно в 11, держа в руках десять красных роз. К этому же времени к могиле Александра Лебедя подъехали и другие самые близкие для него люди - глава Республики Хакасия, младший брат Алексей Лебедь и экс-губернатор Ульяновской области, генерал Владимир Шаманов, с которым супруги Лебедь были очень дружны.
Алексей Лебедь пригласил присутствующих выступить, однако желающих не нашлось - люди шептались, что сам генерал не одобрил бы траурные речи. Минут через 15 Алексей Иванович предложил всем пройти к маленькому импровизированному столику - с тремя бутылками водки для мужчин, бутылкой красного для женщин и скромной закуской, чтобы помянуть усопшего. Вдова Инна Александровна как-то очень бережно взяла рюмку водки и, по русской традиции прикрыв ее хлебом, поставила у подножия памятника. К слову, памятник этот - бронзовый, изображающий Лебедя сидящим в парадном мундире на фоне большого щита с двуглавым орлом (эмблема юристов, коим Александр Иванович, по воспоминаниям друзей, никогда не мечтал быть), был открыт только в прошлом году. И не очень понравился близким генерала. "Лебедь бронзовый не похож на Лебедя живого. Улыбка - совершенно не его. У Лебедя живого она была широкой и открытой, у бронзового - тонкая и многозначительная", - поделился с нами Владимир Полушин.
Приехавшие к могиле генерала люди, помянув Александра Ивановича, сдержанно общались, делясь воспоминаниями. К примеру, красноярский соратник Александра Лебедя рассказывал, как ему еле-еле удалось отстоять квартиру для пенсионерки. Эту жилплощадь в свое время нуждающейся женщине предоставил сам губернатор. "Если что-то нужно, обращайтесь, мы рядом", - неизменно просили едва сдерживающую слезы Инну Лебедь пришедшие к могиле.
Ближе к полудню памятник генералу утопал в цветах. "От Блока Александра Лебедя", "От председателя Совета Федерации Сергея Миронова", "От красноярского генеральского клуба" - гласили надписи на траурных лентах, обрамлявших венки. А народ все прибывал и прибывал - люди, близкие и не очень, шли отдать дань памяти человеку, с именем которого в России появилась небывалая профессия "убивать войну".