ВЛАСТЬ БЕЗ СРЕДСТВ НЕ РАБОТАЕТ

Вчера был обнародован рейтинг готовности регионов к вступлению в силу в полном объеме с 1 января 2009 года закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". По нему муниципалитеты получат невиданный доселе круг полномочий - от борьбы с экстремизмом до организации скотомогильников. Вот только денег на это им не дали.

В некоторых городах и селах уже работают по-новому. Но получается не очень хорошо: задач перед местной властью все больше, а средств на их решение нет. Налоги, перечисляемые в бюджет поселений, остались прежними. Нет денег на ремонт водопровода, канализации, содержание дорог, на пожарную безопасность и предотвращение проявлений экстремизма. Зато губернаторы новшества приветствуют - их круг ответственности сузился.
Меньше всего проблем там, где региональные и муниципальные власти находят общий язык, считают авторы рейтинга - его подготовили Общественная палата (ОП) и Центр политической конъюнктуры России (ЦКПР). В числе передовиков Пермский край, Вологодская, Костромская и Новосибирская области. Проблемных регионов куда больше - республика Алтай, Карачаево-Черкесия, Владимирская, Калужская, Кировская области. Сложнее всего ситуация в Подмосковье, Калининградской области и Краснодарском крае.
Проблемы связаны опять же с взаимоотношениями губернаторов и глав органов местного самоуправления (МСУ). По мнению экспертов, региональные власти стремятся поставить муниципалитеты под свой контроль, хотя по закону они им не подчиняются. Кое-где и вовсе идет откровенный саботаж со стороны чиновников.
"Мы выявили три проблемы, - отметил председатель комиссии ОП по МСУ Леонид Давыдов. - Слабый контроль, размытость позиции федеральной власти и необеспеченность материальными средствами". По мнению генерального директора ЦПКР Михаила Виноградова, для изменения ситуации нужна политическая воля: "Сегодня статус муниципальной реформы - нелюбимое детище, которое как бы забыли отменить". Но это вопрос уже к новому президенту.
ЧТО В ЗАКОНЕ НАДО ПОПРАВИТЬ
Олег Грачев, первый заместитель главы Челябинска:
- На территории, которая организует эффективный бизнес, должна оставаться хоть какая-то часть налога на прибыль. Закон должен быть скорректирован с учетом возможности МСУ самостоятельно зарабатывать деньги.
Виктор Масляков, глава администрации Петрозаводска:
- Нам передали более сорока полномочий. Их выполнение мы оплачиваем из своих средств, а потом через суды добиваемся денег от региональной власти. Это непродуманное решение, в него нужно срочно вносить изменения.
Валерий Галимзянов, глава сельсовета поселка Большая Кеть Пировского района (Красноярский край):
- Свет, вода, благоустройство остались нашими проблемами. Линии освещения обветшали, брать их на себя никто не хочет. В энергосбыте говорят: вы их сначала отремонтируйте. А где я возьму полтора миллиона рублей? С водой головная боль. Есть скважина, но сети к колонкам в аварийном состоянии, денег на ремонт тоже нет. Беда и с отоплением: машина дров стоит 5-7 тысяч рублей, а пятая часть населения - пенсионеры. Хорошо, остались отходы леспромхоза.
Анатолий Локоть, член комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления:
- Где муниципалитетам взять деньги, когда налоги от промышленности не попадают в их бюджет? Загнется и ЖКХ: население, говорят нам, должно решать жилищные и коммунальные проблемы за счет собственных средств. Но не всем это по карману.
Вячеслав Глазычев, председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию:
- Изменениях структуры МСУ должны были вводиться одновременно с поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы, но про них забыли.