ДЕТРОЙТ ПО-ЧЕЧЕНСКИ

5 мая одним автозаводом в России станет больше. Заработает он в чеченском городе Аргун. В этот день с конвейера, созданного на базе бывшего предприятия "Пищемаш", сойдет первая легковушка Лада-2107.

У ворот предприятия меня встречают как на военном объекте - люди с автоматами. Все серьезно. Это Чечня. Охранники просят показать журналистское удостоверение, документы на командировку, паспорт и даже билет на самолет. И только после этого по рации сообщают о моем визите в администрацию.
КОРАН У КОНВЕЙЕРА
Поверить в то, что этот автозавод собирается через неделю уже выпускать машины, невозможно. Сборочный цех пустой - никакого оборудования, подъемников. Кругом только штукатуры, маляры, монтажники да какой-то местный работяга, нарезающий по просторам корпуса виражи на велосипеде. Красят, белят... Мусор, битый кирпич...
Снаружи десятки рабочих доводят до ума мозаику на заводских стенах, укладывают бордюрный камень, разравнивают чернозем вокруг предприятия. Аврал!
Но по-другому, наверное, и быть не может. Соглашение между "АвтоВАЗом" и правительством Чечни о сборке в республике автомобилей было подписано всего три месяца назад, 14 января. Начинали с нуля.
Сначала комиссия во главе с бывшим генконструктором ВАЗа Петром Прусовым осмотрела в республике все предприятия министерства промышленности и энергетики. Аргунский "Пищемаш" устроил: удобно расположен, рядом ТЭЦ, железная дорога. На нем и решили собирать вазовскую "классику". Здесь же, в Чечне, изготавливать комплектующие. В Гудермесе - фильтры. В Грозном, на Электроремонтном заводе, - генераторы, стартеры, на "Трансмаше" - рамы, на "Электропути" - проводку, на "Автоматстроме" - изделия из пластмассы по безотходной технологии. В принципе чеченский автопром будет действовать как самостоятельное звено волжского автозавода. Находясь практически на полном самообеспечении.
Основной собственник объединения - государство. Ему принадлежит 51% акций. Остальные - в частных руках. При этом совладельцами предприятий могут стать и рабочие. Насколько это выгодный бизнес, покажет время. Но сейчас в оживающей после войны республике "Жигули" пользуются просто бешеной популярностью. Прежде всего из-за простоты в обслуживании. Да и самопальный бензин, коего в Чечне в избытке, заливать в них можно без особого сожаления.
Вопрос с кадрами решился быстро. Как только по местному телевидению объявили о новых вакансиях, на завод буквально хлынул народ. В основном молодежь. Директору "Пищемаша" Айнади Кузумову звонили даже ночью. Родители приводили сыновей, упрашивали: "Возьмите моего..." Пытались дать взятки. Кузумову даже пришлось несколько раз менять номера телефонов.
Конкурс огромный - 16 человек на место. Женщины, правда, заявлений не подавали. На конвейер они не хотят. Но в отделе технического контроля, в плановом дамы, конечно, будут.
16 февраля 70 отобранных кандидатов отправились в Тольятти, в учебно-производственный центр "АвтоВАЗа", набираться опыта и знаний. 27 посланцев из Аргуна, 5 из Грозного, остальные из сел. Средний возраст - 28 лет. Дисциплина в группе была почти армейская. В 5 утра подъем, в 21.30 - отбой. Никаких развлечений. Только регулярные молитвы. Своим имамом коллектив выбрал Хабиба Халакова, выпускника медресе из Верхнего Центероя. Для совершения намазов использовали перерывы во время занятий и практики на заводе. Хабиб, скорее всего, будет имамом и сборочного завода в Аргуне (помещение для молитв в офисном здании уже выделено). Он же начнет и официальную сборку "семерки" 5 мая.
В марте вся группа вернулась домой. Хотя многим предлагали остаться на автогиганте - там с кадрами тоже не ахти как. Так в Чечне появились свои первые автослесари, рихтовщики, сварщики, контролеры ОТК... Трое в группе были аттестованы как бригадиры, шестеро - как мастера.
"СЕМЕРКА - СЧАСТЛИВОЕ ЧИСЛО"
Кто же они, первые чеченские автомобилестроители?
Адам Адмисиев. Родом из села Герзель. 43 года. За плечами - железнодорожный техникум.
- Работал в автосервисе в селе. Мог и двигатель отремонтировать, и ходовую починить. Зарабатывал 15-18 тысяч. Но не каждый месяц. Машины в ремонт то приходят, то нет. А на заводе постоянная работа. Моя мечта - зарабатывать не меньше 20 тысяч.
Беслан Мусаджиев, житель Аргуна. 23 года.
- Я окончил юридический институт в Гудермесе. Но тянет к автомобилям. До института на частном сервисе работал "костоправом" - так мы жестянщиков называем.
Его земляк Рустам Тештиев окончил Нефтяной институт в Грозном. Специальность - инженер-механик.
- Ждал работу больше года - обещали взять на промыслы в Мескер-юрте. Но какой чеченец не любит железного коня? У отца "Нива" была, у меня - "Волга". А главное - работа не далеко от дома. Поэтому сразу подал заявление... Еще не женат. Нет денег калым за невесту заплатить. Это же 18 тысяч рублей. Да еще барана подарить, мешок сахара, коробку чая. А отцу невесты, ее брату - обязательно костюмы купить. И еще сама свадьба...Тысяч сто, не меньше надо. Теперь, надеюсь, все получится. И дом, может быть, построю. В Аргуне есть участок в шесть соток.
Сколько времени осталось до появления первой чеченской легковушки? Посмотрите на часы...
НАЕМ
БЕЗ ФСБ К КОНВЕЙЕРУ НЕ ПРОБИТЬСЯ
На каждую вакансию на сборочном конвейере претендовали по 16 человек. Ограничили возраст - не моложе 25 и не старше 50 лет. Кандидатов отбирала аттестационная комиссия, которую лично возглавил заместитель министра промышленности и энергетики Чечни Султан Рахмаев. С каждым из двух тысяч претендентов он провел индивидуальное собеседование. Неудивительно, что в рабочие попали почти исключительно люди с высшим образованием. Комиссия исходила из того, что они потом будут сами обучать новобранцев - производство планируется существенно расширить.
Каждого, кто пытался устроиться на завод, проверяли в ФСБ. Все документы и личные дела направлялись в Грозный. Без визы компетентных органов на работу не принимали.
фокус "труда"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ
Зарождающийся чеченский автопром предлагает рабочим невиданный для республики набор социальных благ. Зарплату на сборочном автопроизводстве в Аргуне обещают на первых порах 8-10 тысяч рублей. Напомним, что уровень безработицы в Чечне - 70%.
Заводскую столовую обещают открыть в тот же день, когда заработает конвейер. Стоимость обеда - 60-70 рублей.
Медицинские страховки и курортное лечение - за счет предприятия.
Фирменная одежда у рабочих будет такой же, как и на ВАЗе, - синие комбинезоны.
Каждый работник предприятия сможет в перспективе купить "семерку" по заводской цене 150 тысяч рублей с рассрочкой на два года.
интервью
"ПЕРВАЯ МАШИНА БУДЕТ БЕЛОЙ, КОНЕЧНО"
Директор создаваемого в Аргуне "Чечен-Авто" Айнади Кузумов не сомневается, что автопромышленность горной республики ждут блестящие перспективы.
- Как вы ощущаете себя в роли чеченского Форда?
- Я раньше работал здесь, на "Пищемаше" гендиректором. Так и остался. Но стало намного интереснее. Да и зарплата, надеюсь, скоро вырастет до 20-25 тысяч рублей (сейчас Кузумов получает 15 тысяч рублей. - "Труд").
- Что сейчас самое главное?
- В этом году должны собрать 1200 "семерок". А через пару лет собираемся выйти на уровень 50 тысяч. Набьем руку - станем делать что-нибудь посложнее. Например, "Ладу Приору". А годика через три-четыре - "Рено" или "Фольксвагены". В 2009 году в Гудермесе на заводе "Мединструмент" на базе удлиненной "Нивы" начнем сборку спецмашин для "скорой помощи", милиции, МЧС. В планах на следующий год - выпуск малотоннажного грузовичка. Это чисто чеченский автомобиль. К ВАЗу отношения иметь не будет. Один грузовичок для нас в Тольятти уже собрали, стоит во дворе моего дома. Ходовая часть - с ГАЗа. Но это только для эксплуатации в равнинных условиях. А для наших, горных, ходовую будет поставлять УАЗ. Назовем грузовичок "Вордом". "Ворд" по-чеченски - повозка. Не путайте с американским "Фордом".
- Уже решили, какого цвета будет первая машина "Чечен-Авто"?
- Белого, конечно. Самый популярный в республике цвет. Установим первенца на постаменте. Пусть все знают, что в Чечне делают автомобили! Иностранные инвесторы, глядишь, потянутся. Сам тоже пересяду на "семерку". Хотя раньше "Волгу" любил. Иномарки не признаю. Привык к машинам, которые могу отверткой отремонтировать.
- Почему для начала производства выбрано 5 мая?
- Намечали сначала ко Дню Победы. Но дата эта в республике не только праздничная, но и трагическая - в 2004 году погиб Ахмат Кадыров. На 7 мая в Москве намечена инаугурация нового президента России Дмитрия Медведева. Тоже не очень подходит. Пришлось соглашаться на 5-е. Хотя меня бы устроило к новому году. Видите, что кругом творится? Стройка кипит.
- Какая будет цена автомобиля?
- Вазовская. Может, чуть дешевле. Причина проста: в Тольятти даже на самой элементарной операции работает специалист. У нас пока объемы небольшие - 140-150 машин в месяц. Один мастер будет выполнять несколько операций: и масло проверять, и тормоза прокачивать. Небольшая, но экономия.
- Сколько человек будет работать на заводе?
- Около 10 тысяч. Люди истосковались по нормальной работе. Набегались с автоматами по лесам, настрелялись. Спокойно стало. Вы обязательно отметьте в этом роль Рамзана Кадырова. Именно ему принадлежит идея выпускать автомобили в республике.